Визитные карточки

 

визитные карточки

 

Визитные карточки

Европейская мода на изготовление и обмен визитными карточками, естественно, не могла миновать Россию, и уже в XVIII веке визитные карточки появились в российских столицах. Одной из причин роста популярности визитных карточек в России стала их практическая ценность: с появлением визитных карточек отпадала необходимость объезжать или принимать с визитами всех знакомых и родственников. Достаточно было оставить свой визитный билет, как тогда говорили, швейцару или расписаться в специальном листе, чтобы считать визит состоявшимся.

Этикетное правило развозить по знакомым домам свои визитные карточки складывалось постепенно. Несмотря на очевидное удобство рассылок визитных карточек, нововведению долго сопротивлялись. Сначала эта традиция прижилась в северной столице, Петербурге. Москва держалась довольно долго, находя такой способ «свидетельствования почтения» (с участием прислуги) слишком современным, но с годами постепенно и в ней оценили нововведение.

В богатых домах в передней отводилось специальное место со столиком, предназначенным для визитных карточек гостей. По правилам этикета визитные карточки допускалось оставлять в прихожей на специальных подносах. Благодаря этому, хозяева, которые и сами были заняты визитами, всегда могли просмотреть оставленные визитные карточки или список визитеров и таким образом узнать о посещениях в период их отсутствия.

С распространением обычая обмениваться визитными карточками, посылать или оставлять их стал складываться и этикет. Основные его правила сформировались на протяжении XIX столетия. При обмене визитными карточками первым должен предложить свою карточку тот, кто моложе или занимает более низкое служебное положение. Имя владельца визитной карточки указывалось прежде фамилии. В приемные дни хозяева, получая от лакея визитную карточку гостя, давали соответствующие распоряжения. Прямых отказов, как правило, не делали. Если не принимали, то чаще всего возвратившийся от хозяев лакей кланялся визитеру и говорил: «Барыня принять не могут — больны-с» или что-нибудь в подобном духе. Иногда столичные вельможи, принимая через лакеев визитные карточки небогатых дворян, своих родственников или знакомых, попросту не отвечали визитами, давая понять, что не принимают и не желают поддерживать отношения.

Карточки во время личных визитов по различным поводам загибались по-разному. Если это был простой визит вежливости, во время которого гость не заставал хозяев дома, то верхний левый угол или часть левой стороны карточки следовало загнуть в направлении ее лицевой части. Если же визит был связан с выражением сочувствия или соболезнования, то в этом случае необходимо было загнуть правый нижний угол или правую сторону карточки внутрь, в направлении оборотной ее стороны (иногда даже разрывали изгиб). Иногда при заказе визитной карточки, она оформлялась таким образом, что с помощью тиснения создавалась имитация того, что один из углов загнут. На дамских визитных карточках довольно часто размещались цветы розы, незабудки, ландыши.

Визитная карточка, оставленная с целью знакомства или представления, вообще не загибалась. Ее можно было также послать по почте, но непременно в конверте (уже загнутую визитную карточку в конверт не вкладывали). При этом конверты, по правилам, принято было отправлять незапечатанными. Необходимо заметить, что почтовая рассылка визитных карточек для всех других случаев не считалась хорошим тоном. Такая форма выражения почтения, строго говоря, допускалась лишь в Новый год и на Пасху. Во все другие дни визитные карточки развозили лично или посылали с прислугой.

В XIX веке появляются визитные карточки, предназначенные как для частного, так и для служебного пользования. В обиходе встречалось более десятка видов визитных карточек разного значения. Например, именные визитные карточки, на которых обозначалось только имя владельца.

Мужские и женские визитные карточки заметно отличались друг от друга. Мужские визитные карточки были крупнее по размеру, иногда даже очень большими, размером с почтовый конверт. Дамские, напротив, — почти всегда имели миниатюрные размеры, часто украшались фигурными обрезами или тиснением. Текст на дамских визитных карточках почти всегда выполнялся элегантным строчным шрифтом, который, впрочем, можно было иногда обнаружить и на мужских визитных карточках.

На визитных карточках, принадлежавших титулованным особам, обычно изображалась корона. Траурные карточки легко узнавали по черному канту. Для поздравительных визитных карточек было характерно обилие цвета, наличие декоративных элементов в виде ажурных обрезов, тиснения, цветов, гирлянд и т.д. Кроме того, они чаще всего имели довольно большой размер.

На визитных карточках Деловых людей указывалась должность. Как и современные деловые визитные карточки, они отличались строгостью и простотой внешнего облика. Стиль оформления деловых визитных карточек формировался постепенно. Так, например, кроме имени и фамилии владельца со временем появляется обычай указывать на визитных карточках адрес, а еще позже — звания, чины и должности.

На визитных карточках студентов всегда указывалось их учебное заведение. Семейные или супружеские визитные карточки иногда связывались бантом, но такой способ представления в России встречался все же довольно редко.

В ходу также были Детские, крестильные и даже визитные карточки с портретом, но они были очень редки и появились лишь в начале ХХ века.

Несмотря на повсеместное распространение визитных карточек, они тем не менее не были дешевым удовольствием и стоили довольно дорого.

Рынок услуг предлагал бумагу разного качества и размера, возможности декорирования с использованием цвета, тиснения, золотых обрезов или полное отсутствие украшений, что, безусловно, снижало стоимость заказа.

Клиент гравера или заказчик типографии имел возможность выбрать подходящий вариант, исходя из своих материальных возможностей и соответствия своему общественному положению. Фирмы, мастерские и крупные типографии изготавливали главным образом большие тиражи. Обычно они предоставляли на выбор некоторое количество готовых образцов, на которых достаточно было поместить имя заказчика.

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла