Музыка

 

музыка

 

Музыка

В усадьбе было всё, пусть даже в миниатюре - библиотека, концертный зал, картинная галерея, танцевальный зал, салон, гостиная. Здесь быт превращался в искусство, а искусство входило в повседневный быт.

В усадебном пространстве на фоне тишины каждый звук был полон поэзии и неведомого смысла: звон домашнего колокольчика, тиканье и бой часов, звуки шарманки, маленького органчика. Даже простенькая музыка представлялась величайшей ценностью, тем более звуки гитары или клавикорда, а романс воспринимался настоящим фонтаном наслаждений.

С конца XVII века музыка в усадьбах неотрывно от домашних театров, которые становятся все более популярными. Определенную часть их репертуара (четвёртую или третью) составляли оперы и балеты, для постановки которых нужен был оркестр, хор, певцы, танцовщики. Наёмные музыканты были дороги, поэтому музыкальным премудростям учили крепостных.

При княжеских и графских дворах возникала целая филармония, которая помимо оркестра и хора включала в музыкальную труппу театра и собственных композиторов, вокальных педагогов, учителей игры на разных инструментах.

К началу XIX века в усадьбах сформировались определенные музыкальные традиции. С конца XIII века музыкальный инструмент становится обязательным атрибутом парадных усадебных гостиных. В дворянском кругу пение, игра на фортепиано и гитаре, знание музыки и в особенности новейших романсов считалось «приятным талантом», признаком хорошего тона, причастности к изысканным формам великосветского общения. Свое искусство кавалеры и дамы могли при случае с успехом показать на балах, в гостиных.

Усадебный быт наполнялся новыми музыкальными удовольствиями. Дворяне, всю зиму выстукивавшие в городе на клавикордах гаммы и экзерсисы, сонаты Гайдана и Моцарта, летом приезжали в усадьбу и устраивали музыкальные вечера. В русской глуши можно было встретить высочайшие проявления и инструментального исполнительства, и вокала. Известный в начале XIX века скрипач Гаврила Рачинский по многу лет жил в своей усадьбе на реке Десне и своей гениальной игрой услаждал соседей, домашних и даже свою прислугу.

На ряду с фортепианной музыкой стало входить в повседневный быт усадьбы и ансамблевое музицирование. Один-два участника ансамбля приглашались из числа профессиональных музыкантов, а остальные партии играли хозяева усадьбы.

Музыкальный быт усадьбы постепенно разделялся: в барской гостиной звучала ученая музыка, клавикорды, скрипка, в людской – народные песни, двуструнная балалайка, позже гармошка.

В Александровскую эпоху появляются и диковинные инструменты. Одно время в моду входит стеклянная гармоника. До середины XIX века в каких-то усадьбах популярны русские гусли, национальный упрощенный вариант арфы в виде столика с натянутыми струнами.

Репертуар усадебной музыки комплектовался и «устными манерами». Модные песни прибывали из города вместе с голосистыми родными и гостями. Знатоками новых песен нередко оказывались ямщики и кучера. Вместе со звоном колокольчиков и бубенцов они привозили в усадьбу модные ямщицкие песни, и в первую очередь песни-тройки. Сначала в людской прислуга перенимала у них эти песни, а потом и господа не прочь были послушать и перенять такие новинки, как «Вот на пути село большое», «Не брани меня, родная».

Большие календарные и семейные праздники в усадьбе устраивались с учетом городских традиций. Много было пленэрной музыки на воде. В XIX веке с лодок на пруду пели ансамбли и хоры русских песенников. На эту роль часто нанимали свободных певцов, выступавших в трактирах, ресторанах, увеселительных садах. Аллеи парков, луга и поляны оглашали звуки духовых оркестров и ансамблей народных инструментов. Нарядно одетая дворня водила хороводы под свои песни.

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла