В.Серов

 

«Валентин Серов»

краткая информация

         1Трудно написать об известном художнике, о котором уже многое сказано и написано. О Серове многие писали книги, монографии, оставляли воспоминания современники. Некоторые отмечали раннее творчество Серова, другие писали о том, что художник находился на перевале между закатом старого искусства и переходом к новому, но все сходились во мнении, что фигура Валентина Серова является одной из самых выдающихся в русском искусстве.

         Валентин Александрович Серов родился в 1865 г. в Петербурге в очень творческой интеллигентной семье. Отец будущего художника Александр был известным композитором и музыкантом своего времени. Его произведения (например, опера Юдифь) ставились в театрах, а дома часто царила атмосфера культурных вечеров для близких и друзей. Александр Серов также имел склонность к изобразительному искусству и даже хотел стать художником, но любовь к музыке пересилила. Мать Валентина Серова (Бергман) также увлекалась музыкой и стала пианисткой. В семье маленького Валентина называли Валентоша (Тоша, Антон), в связи с чем мальчик получил второе неофициальное имя, которым будут пользоваться его хорошие знакомые, близкие и даже неоднократно он сам в переписке. Отец будущего художника рано умрет, когда мальчику не будет и семи лет. Мать Серова, которая
в дальнейшем будет занята своей карьерой, введет юного Валентина в известный творческий круг, где он многому научится как художник-график. Его учителями станут Карл Кёппинг, Илья Репин, Павел Чистяков. С юных лет Серов пишет этюды, живую натуру и большое количество животных. Самым излюбленным изображением для него были лошади, где маленький Тоша мог нарисовать до тринадцати ног лошадям.
         После частных уроков у Репина в Париже и Москве Серов с рекомендательным письмом от своего учителя поступает в Петербургскую Академию художеств, в натурный класс Павла Чистякова. Интересно отметить, что сам Чистяков как преподаватель был весьма строг к ученикам, однако Серова часто хвалил за превосходный рисунок. Спустя пять лет, после того, как Серов покинет академию, он будет вспоминать о том, что единственное мнение и чьи советы он по-настоящему ценил, были советами Чистякова.
         Позже Серов посетит Венецию, будет участвовать в росписи плафона библиотеки в Тульской губернии по приглашению местного помещика. Данная работа будет является практически единственной подобной в творчестве художника (ныне находится в Тульском областном художественном музее). Молодой Серов часто будет гостить
в Абрамцеве у Мамонтовых, где напишет свое самое известное произведение – «Девочка с персиками». Данную картину он будет писать более месяца. Как потом вспоминал сам автор, более месяца он просил позировать ему юную Веру Мамонтову в одном и том же положении, чем окончательно измучил девочку. Глядя на портреты художника, можно заменить, что детей он писал часто и много. Его современники отмечали, что ему поразительным образом удавалось ладить с ними. Так, маленькому Мике Морозову он каждый раз приносил подарочек-сюрприз, открыть который разрешал после того, как закончит сеанс позирования. В дальнейшем детей он будет писать много и долго. Известны случаи у портретируемых, когда младенцы вырастали буквально на картинах Серова, поскольку за это время ребенок становился взрослее и приходилось искать другую модель того же возраста, чтобы закончить картину, начатую несколько лет назад. В этот период художник также неоднократно посещает Домотканово, где напишет свой второй знаменитый портрет – «Девушка, освещенная солнцем» (модель - двоюродная сестра Мария Симонович). Серов создаст поразительную по свежести и колористике работу, которую будет писать более трех месяцев.  Нужно сказать, что это была самая любимая работа художника. В монографии Игоря Грабаря, автор утверждает, что художник называл данную картину «единственной получившейся работой». Так, в возрасте 22-23-х лет Серов уже создаст две свои «визитные карточки» как живописец. Примечательно, что
в следующем году именно эти картины будут показаны на выставке Товарищества передвижников и получат признание как среди публики, так и среди критиков. Репин назовет стиль Серова художественным реализмом, подразумевая под этим термином субъективную правду художника. Грабарь же назовет «Девушку, освещенную солнцем» лучшей картиной всей Третьяковской галереи, а Валентина Серова сравнит с французским художником Ренуаром в его лучшие годы творчества.
          Интересно, что сам Серов всегда будет самокритичен и все его многочисленные портреты будут нравится ему самому через определенный промежуток времени. Он всегда был честен в написании портрета, поэтому часто отказывался писать тех, кто ему не нравился, а также тех, кто хотел что-то исправить в написании будущего портрета. Всю свою непродолжительную жизнь у Серова будет небольшой круг общения и собственные требования к написанию портретируемых. Именно поэтому он прослывет человеком немногословным, серьезным и замкнутым, а особенность его работ будет состоять в том, что льстить фигуре изображаемого художник не умел.
         В 1889 г. художник женится на Ольге Трубниковой, с которой продолжительное время был знаком.
В дальнейшем в браке родятся шестеро детей. В этот период Серов пишет портрет жены, отправляется в Париж на Всемирную выставку и много путешествует. Все свою дальнейшую жизнь Серов проведет в постоянных разъездах между Москвой и Петербургом, выполняя заказы.
          В 1890-х гг. Серов начинает вести преподавательскую деятельность (дает частные уроки), участвует
в выставке Товарищества передвижных художников и в Московском обществе любителей художеств, где получает первую премию. В этот же период выступает в роли иллюстратора к выходу юбилейного собрания сочинений
М.Ю. Лермонтова. Начиная с1893-ого г. Серов неоднократно пишет членов царской семьи и выступает в качестве придворного живописца. Он участвует в заграничных выставках в Стокгольме, Менхене и Копенгагене.
         В 1897 г. становится руководителем натурной мастерской в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества. Среди его учеников такие известные художники, как: К. Юон, Н. Сапунов, П. Кузнецов, М. Сарьян,
К. Петров-Водкин.
         В 1898 г. Серов удостаивается звания академика. В конце 1890-х гг. участвует в выставке объединения «Мир искусства», избирается в совет Третьяковской галереи, пишет еще одну знаменитую картину «Дети» (где изображены два его сына), а также продолжает выполнять придворные заказы на портреты.
          В 1900 – е гг. художник пишет портрет Николая
II, на котором по воспоминаниям современников, ему удалось написать не царскую особу, облаченную в парадную мантию, а портрет простого живого человека. Фигуру последнего императора российской империи Серов будет писать неоднократно, но прекратит после того, как жена императора Александра Фёдоровна, продолжительное время обучавшаяся живописи, начнет давать советы художнику в написании портрета. На разрыв заказов от императорского двора также повлияют события «Кровавого воскресенья» 1905 г., о котором Серов будет не раз вспоминать как об ужасном событии. Тогда же он напишет картину «Солдатушки, бравы ребятушки», в которой выразит свое отношении к деятельности великих князей. Серов выходит из состава Академии художеств, становится театральным оформителем и пишет целый ряд портретов деятелей искусства. Самым известным становится портрет актрисы М. Ермоловой. Интересно отметить, для того, чтобы подчеркнуть величие актрисы, Серов пишет портрет на маленьком табурете, чтобы создать эффект взгляда «снизу вверх». Художник продолжает выступать в качестве театрального оформителя (создает афишу
с изображением Анны Павловой). Афиши, созданные им были настолько популярны у публики, что молодые художники часто срывали с рекламных будок-вертушек афиши, нарисованные Серовыми и уносили к себе как реликвию. Известны случаи, когда букинисты даже торговали театральными афишами Серова как драгоценностью.
         На протяжении дальнейшей жизни художник продолжает писать пейзажи и портреты. Среди них: портрет
И. Рубинштейн, И. Морозова, О. Орловой, О. Гиршмана. Создает картину «Похищение Европы» в нескольких вариантах. Несмотря на то, что заказов у художника всегда будет очень много, он всегда будет нуждаться
в материальной поддержке. По воспоминаниям его друзей И. Репина и К. Коровина, Серов рисовал карандашом очень быстро и хорошо, а вот писать одну картину мог годами. За картину выручал неплохие деньги, но
с легкостью мог их потрать на нужды благотворительности, что всегда сказывалось на его финансовом положении. Поэтому художник часто и много работал в последние годы жизни.
         5 декабря 1911 г. Валентин Серов скончается от проблем с сердцем. Похоронен на Новодевичьем кладбище
в Москве.

Список использованной литературы:

1. Грабарь И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865-1911 гг. М., 1980.
2. Копшицер. Валентин Серов. Спб., 2020.
3. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Сборник в 2-х томах. Составители : И. С. Зильберштейн и В.А. Самков. М., 1985.

Материал подготовила А.Яковлева
 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла