Тверская телефонная станция: городской и междугородний коммутаторы. 1910 г.
15 февраля 1901 года в 8 часов утра Тверская междугородняя телефонная станция распахнула двери переговорного пункта.
Тверь первая из губернских городов России получила телефонную связь напрямую с обеими столицами.
Андреева Л. А. *
Телефон
Введен в России с 1882 г. (30 270 телефонов – 1905г.)
Центральная городская телефонная станция Шведско-Датско-Русского Общества помещается у Мясницких ворот, в Милютинском пер., в собственном доме.Кроме отправления обычных функций по переговорам между городскими и пригородными абонентами, телефонная станция, за особую плату принимает на себя прием и отправление ответных телеграмм.
Москва соединена телефоном с Петербургом и Тверью. Переговорная станция на Мясницкой, при больш. Московской гостинице и, во время биржевых операций – в здании Биржи, на Ильинке; за переговоры из собственной квартиры взымается добавочная плата.
Правила пользования телефоном. Абонент, желая говорить по телефону, дает продолжительный звонок Центральной станции тем, что, не снимая телефон с крючка, несколькими оборотами (4-5) по направлению часовой стрелки быстро проворачивает ручку индуктора. Сейчас, после того, как дан звонок, абонент снимает его с крючка и подносить к уху.
Условия пользования телефоном Москва, - С.- П. Б. – Тверь: переговоры с 7 утра до 2 ч. ночи (Тверь 8 ч. утра -11 ч. вечера); продолжительность разговора 3 мин., плата между С.- П.Б. и Москвой 1 р.50 к. (из биржевой станции 2 р.), срочный разговор вне очереди 4 р. 50. к. между С.- П.Б. и Тверью 1. р. 20 к., срочный 3р. 60 к.; между Москвой и Тверью 75 к., срочный 2 р. 25 к., за вызов и предварительное уведомление 50 к., с ответом об исполнении поручения 1 руб. Внесенная плата не возвращается, если разговор не состоялся по вине абонента. Плата взымается всегда с лица, изъявившего желание говорить; лицо, вызванное по телефону, говорит бесплатно. Лица, часто пользующиеся междугородним телефоном, могут внести расчет за разговоры периодически, для чего вносят центральной станции аванс: в столицах не менее 15 р., в Твери – 10 р.
Литынский С.
Иллюстрированный путеводитель на 1909 г. по г. Москве : 1-й год изд. :
С прил. - Москва : С. Литынский и Э. Стердинер,
1909. - [4], XXIV, 388 с., 3 л. ил. : ил.; 17. С.119-120
Тверской телефонъ
На днях я приехал на междугороднюю телефонную станцию, чтобы поговорить с Петербургом. Из вывешенного объявления я узнал, что она открыта ежедневно от 8 - 11 ч. утра, от 1 - 3 ч. дня и с 6 - 11 ч. веч. и мне оставалось подождать минут двадцать. Чтобы не стоять в корридоре у открытого окна, так как было свежо, я зашел на городскую станцию.
«Готово? Занят? Готово! Слушаю… Да, слушаю же, что вам угодно?! Фу, ты, Господи»… -волнуясь, кричит, сидя за столом, чиновник.
В это же время левой рукой он начинает вертеть что-то под столом, вследствие чего получается сильный шум.
"Вот тут и поделай, что хочешь: позвонил, стоит и пыхтит у телефона, а что ему нужно не говорит… Да, слушаю же! Готово! Чего же вы молчите"?! – распинается чиновник.
Тут сыплется масса номеров и он всем отвечает одно и то-же: «Слушаю» О чем его спрашивали, я, конечно, не знаю, но, должно быть, сразу о многом, так-как ответы его были очень разнообразны.
«Где пожар? –не знаю… Первая пожарная? - занята. Полицмейстер? – готово. Городская управа? - занята. № 201? – занят; освободится,- позвоню. Больница? - занята. Товарная? - готово. Пассажирская? - занята. Виновать, сейчас освободилась… Готово» … и т.п.
Уходя, я был твердо убежден, что я кандидат в бурашевскую колонию.
***
На другой день вечером я встретил этого господина на Миллионной улице. Он шел, опустив голову и ни-на-что не обращая внимания. Я остановился напротив него, почти загородив ему дорогу, снял шапку и говорю «здравствуйте».
Он с удивлением вскинул на меня глаза, поклонился и ответил: «Извините, я не знаю с кем имею честь говорить»…
Не называя своей фамилии, ч просто напомнил ему, что накануне два раза посетил телефонную станцию и видел его за работой.
«Ах, да… Вспоминаю теперь,- где же всех упомнишь?! Что же вам угодно»? -
Я ему сказал, что мне интересно было бы знать, не на телефон ли он опять идет, так-как он выглядит далеко не весело.
«Да, как же… Сегодня моя ночь» … - промолвил они мы пошли рядом.
- Скажите, пожалуйста, сколько человек у вас дежурит? – заговорил я опять.
- Как сколько? - не понял он меня, - один или одна…-
- Да я не о том: велик ли весь штат служащих, которые несут дежурство? –
-А, штат… Всего четверо, т.-е. четыре барышни, да беда в том, что теперь две больны и дежурит только половина штата…-
-Как же вы управляетесь?-
-Управляемся… С грехом пополам… Ведь. Видели раз, как я управлялся, так чего же вам еще? Сидим, дежурим; попросят соединить,- соединим, если номер не занят, а занят, так обещаем соединить, когда освободиться. Правда, очень уж много дела: подчас и забудешь о том, что обещал, - ну, выругают: ведь абоненты не обращают внимание на то, что их у нас на руках более двухсот человек, не считая добавочных. Да, вот, еще холера… Заболеют его где-нибудь тут и пошла писать: и кареты, и санитары, и части, и полицейские управления,- только успевай вертеться да отвечать. А, помилуй Бог, в это же время где-нибудь пожар случиться, - ну, тут уж голова кругом пойдет. На коммутатор работаешь, а глаз – то с него не спускаешь: есть абоненты, которым нужен немедленный ответ по их прямой служебной обязанности, и этот ответ лежит на моей ответственности; за ним следишь, не спуская глаз.
Вы нашей работы и представить себе не можете. Попробуйте просидеть на стуле с 9 ч. утра до 3 ч. дня, не вставая, а потом пожалуйте дежурить с 10 ч. вечера до 9 ч. утра другого дня, - сколько это времени-то выходит? –Ведь, целых семнадцать часов работы, не вставая со стула!!
О себе-то я уже не говорю, но каково это высидеть женщине? Меня обругают чуть ли не площадными словами,- наплевать, а каково им за такой каторжный труд выслушивать ещё и «милыя» выражения? И жаловаться нельзя: на кого будешь жаловаться? Где свидетели?
А, спаси Бог, пожалуется сам «ругатель» абонент,- ну тут уж нам не сдобровать: с нами и говорить-то не будут, а не только выслушивать наши оправдания. Жалуются,- значит виноват. Хочешь есть хлеб, то терпи, гнись и молчи, когда тебя за твою-же работу бьют, а не хочешь терпеть так можешь и и вон убираться.
Однако до свиданья… Мне пора дежурить. -
Не удастся ли мне еще раз с вами поговорить? - спросил я.
Все может быть; только не мешайте мне на станции, там мне не до вас будет. Прощайте. -
И мы расстались. Надеюсь, что увидимся еще раз и тогда мне удастся поподробнее расспросить этого труженика.
Н.
Тверская газета 30 сентября 1909 г. № 14
*Людмила Александровна Андреева. Через годы, через расстоянья... /Людмила Андреева. - Тверь : СФК-офис, 2013. - 175 с. : ил., портр. ; 30 см. 10 экз.
Книга рассказывает об истории тверской связи от почтовых троек до современных телекоммуникационных технологий, охватывая исторический период от середины 18 века до наших дней. Читатели узнают о том, когда в Твери появилась первая телеграфная станция, первый телефон, как к нам пришло радио, а позже - телевидение; какое место эти события занимали в истории отечественной связи, как повлияли на развитие экономики тверского края.
С изданием можно ознакомиться в Краеведческом информационном центре библиотеки.