Библиотеки и кино: изыскания, находки, факты. Историческое и культурное наследие Тверской области. XVII Тверские библиотечные чтения: сб. материалов / Тверское библиотечное общество, Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького. – Тверь, 2017. – 59 c. http://tbo.tverlib.ru/sites/default/files/doc/sbornik_bibliotechnye_chteniya_2017.pdf
ТВЕРСКОЙ СИНЕМАТОГРАФ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
ЧИТАЙ КИНО. Виртуальная выставка
КИНО ПОБЕДЫ. Военный кинематограф Тверского края. Подборка видеорассказов
ТОРЖОК в КИНО. Военный кинематограф Тверского края. Виртуальная выставка
Фильмы, снятые в Осташкове и Осташковском районе
Кимры и Кимрский район на кинематографической карте Тверского края
Тверская фильмография: по местам съёмок фильмов в Тверском крае
Новикова Елена Васильевна, заведующий сектором
электронного справочно-информационного центра Тверской ОУНБ им. А. М. Горького
Все районы Тверской области отмечены на карте российской кинематографии. Количество снятых фильмов приближается к двумстам (60 из них художественные, остальные хроникальнодокументальные).
Почему Верхневолжье так любят кинематографисты? Во-первых, изумительная природа. Она служит идеальной съёмочной площадкой ― здесь и красота Волги, и сказочный лес, которые могут быть рекой Урал в фильме «Чапаев», тайгой в фильме Кончаловского, оленинские леса легко превратились в сибирские таёжные в фильме «Девчата». Во-вторых, сохранившаяся старинная архитектура позволяет режиссёрам снимать исторические фильмы, не изменяя облик зданий. В-третьих, удачное географическое положение. Нужно «Мосфильму» или «Ленфильму» снять деревенскую глубинку — до Тверской области рукой подать.
В д. Кузнецово, ныне город Конаково, снимался первый цветной фильм российского кино «Соловей-соловушко» (1936). Знаменитый фильм «Член правительства» (1939) «родился» в селе Судимирка Калининского района (в 30 км, от Твери, на левом берегу Волги), на время съёмок превращённого в «лучший подмосковный колхоз страны».
Очень привлекает кинематографистов древний город Торжок. В 1934 г. вышел снятый в городе фильм «Гроза» (реж. М. Петров) с Аллой Тарасовой в главной роли, это была первая звуковая экранизация «Грозы». В 1968 г. режиссёр Сергей Юткевич там работал над фильмом о жизни А. П. Чехова «Сюжет для небольшого рассказа» с Мариной Влади в главной роли. Современные фильмы и сериалы «Адмиралъ», «Катя» тоже связаны с городом, с Торжокским районом ― ремейк фильма
«Влюбленные». След Торжка видим в новом голливудском боевике «По следу» (2016) с участием актера Джеки Чана: по сюжету там находится девушка, которую герой Джеки Чана спасает от мафии.
Вышний Волочёк стал площадкой для фильмов «Строговы» (1975) и его продолжения «Соль земли» (1978), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Спасатель» (1980), отмеченный на Венецианском кинофестивале. На территории Вышневолоцкого и Спировского районов шла работа над трилогией «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага" (1981) с Вячеславом Тихоновым в главной роли.
Не обойдён вниманием Селижаровский район: с ним связаны фильмы «Приезжая» (1977), «Близкая даль» (1978), «Путешествие с домашними животными» (2007), «Соло на минном поле» (2009).
Съёмки фильма «Обида» (1986 г., в главных ролях Татьяна Догилева и Нина Усатова) проходили в Бежецком районе, драмы «Весьегонская волчица» (2004) ― в Весьегонском районе, мелодрамы «Прыжок Росомахи» (2008) ― в селе Медное Калининского района и Твери, эпизоды сериала «Громовы» (2006)
― в Кимрах.
***
Среди фильмов, история создания которых связана с Тверской землёй, есть такие, без которых трудно представить историю мирового кино и историю региона. На них остановимся подробнее.
Первым открыл наш край для кинематографа режиссёр Всеволод Пудовкин. В 1926 году со съёмочной группой студии «Межрабпом-Русь» он приезжает в Тверь на съёмки фильма «Мать», которому суждено стать шедевром советского и мирового экрана. Надо заметить, что Тверь уже имела кинематографические традиции. В 1926 году Центральный совет общества друзей советской кинематографии признал работу тверского отделения лучшей в стране. На втором месте была Москва, на третьем ― Ленинград. И приезд большой съемочной группы студии «Межрабпом-Русь», несомненно, стал подарком для тверских любителей кино. Тем более, что тверитяне могли не только посмотреть, как снимается кино, но и принять в этих съёмках самое деятельное участие.
Почему именно Тверь была выбрана для съёмок? В фильме предполагались массовые народные сцены. И режиссёру нужны были люди, которые не по рассказам знали, что такое сходки, демонстрации, казаки, разгоняющие рабочих. Город славился своими революционными традициями. Здесь были крупные текстильные фабрики. Именно на одной из таких фабрик и происходило действие фильма. Всеволод Пудовкин надеялся именно на эту живую память, которую принесут в фильм жители Твери. И он не ошибся! Многообразие типов и лиц составило живой портрет России. На съёмку разгона демонстрации откликнулось 700 тверских рабочих вместо запланированных Пудовкиным 200 статистов. Жители города охотно снимались в массовых сценах фильма, причём совершенно безвозмездно, денег за участие в массовке в то время не платили. Одним из героев фильма стал Волжский мост, который в ту пору ещё не называли Старым. Сцена, в которой конная полиция проезжает по мосту, стала одной из наиболее впечатляющих в фильме.
Среди кадров, снятых в Твери, были и совершенно уникальные. Это те, что запечатлели главный храм города ― кафедральный Спасо-Преображенский собор, заложен в 1285 году и был первым белокаменным храмом в Северо-Западной Руси, построенным после монголо-татарского нашествия. Взорван в
1935 г.
В 1958 году картина «Мать» была включена в число двенадцати лучших фильмов всех времён и народов.
Фильм «Чапаев», снятый в 1934 году, знают все, кто проживает на территории страны, когда-то носившей имя СССР. Многие сцены знаменитой картины снимались в окрестностях
Калинина и самом городе. Жители деревень Путилово, МоркиноГородище гордились тем, что съёмки фильма происходили в непосредственной близости от их дома, что избы, сараи, мосты, которые мы видим в «Чапаеве», наши, тверские.
Чапаев ― реальный герой, прошедший горнило Гражданской войны. Режиссеры Сергей и Георгий Васильевы, Борис Бабочкин, сыгравший Чапаева, Варвара Мясникова, которой доверили роль Анки, стали своими и для окрестных жителей, и для солдат калининского полигона, Варвара Мясникова училась стрелять из пулемёта и, по словам командира части, превзошла в этом многих солдат. Среди молодых актёров, принявших участие в фильме, был и человек далеко не чуждый тверской земле ― Георгий Жжёнов. Его родители были родом из-под Кесовой Горы.
В селе Моркино-Городище проходили съёмки заключительной части фильма. Здесь над Волгой (в фильме река Урал) находится крутой 25-метровый утёс, который после выхода картины стали называть «Чапаевской горкой». Фильм «Чапаев» в 1978 г. был единогласно включен в сотню лучших фильмов не отечественного, а международного кинематографа, а большая часть фраз из него «ушла в народ».
К началу шестидесятых годов ХХ века советский кинематограф дозрел до экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». До этого единственная кинематографическая постановка была осуществлена еще в 1915 году Яковом Протазановым. Контроль над экранизацией «Войны и мира» взяло на себя Министерство культуры во главе с нашей землячкой, уроженкой Вышнего Волочка, Екатериной Фурцевой. Именно она возглавила комиссию, которая должна была назвать фамилию режиссёра. Им стал Сергей Бондарчук.
О создании фильма «Война и мир» можно написать отдельную книгу, но нас интересует, как фильм связан с нашим краем. Огромный заказ получили Калининская швейная фабрика и торжокские золотошвеи, которые готовили обмундирование и для русской, и для французской армий. География съёмок была весьма обширна. Долго решали, где снимать Бородинскую битву. Первоначально хотели сделать это непосредственно на Бородинском поле, однако мешал мемориал, установленный на месте сражения. Нашли место около города Дорогобужа на старой Смоленской дороге. Но все эпизоды Бородинского сражения под Дорогобужем снять не удалось.
Съёмочная группа «Мосфильма» приезжает в Калининскую область. Новое поле сражений развернулось в двадцати километрах от Калинина между волжскими пристанями Кокошки и Хвастово, рядом с небольшой деревней Мухино Городище. В деревне снимали проход солдат, когда к ним приехал новый Главнокомандующий армии М.И. Кутузов, его встречу с французским офицером, который прибыл с предложениями мира. Сцена на экране занимает не слишком много времени, однако снимали её несколько часов. И наши верхневолжские берёзки кружатся над головой раненого Андрея Болконского. Самыми впечатляющими стали съёмки боя, вся 3-я серия «1812 год» с большой панорамой военных действий. Воины Калининского гарнизона, переодевшись в русские и французские мундиры, сошлись в рукопашной.
По картине Бондарчука до сих пор учатся снимать военные сцены. Создатель трилогии «Властелин колец» Питер Джексон накануне съемок киносаги «Хоббит: Битва пяти воинств» внимательно изучал удивительную игру света: вокруг пушек облака пыли, сквозь них пробиваются солнечные лучи, образующие на земле причудливые тени. В некоторых кадрах (битва с участием гномов, эльфов, орлов) он использовал приёмы освещения, позаимствованные у Бондарчука.
Отгремело Бородинское сражение, и вот уже в Калинин на смену Сергею Бондарчуку приезжает режиссёр Дамир ВятичБережных. В нашем городе начинают работать над фильмом «Доктор Вера» по одноимённой повести Б. Полевого. Фильм «Доктор Вера» не стал шедевром советского кино, как многие другие фильмы, которые снимались в Тверском крае, но он рассказывает о подвиге нашей землячки Лидии Тихомировой. Простая женщина рисковала жизнью, чтобы спасти во время оккупации Калинина наших раненых солдат. Лидия Петровна Тихомирова была ординатором первой городской больницы. После того как фашисты разбомбили больничный городок, больница разместилась в подвалах. Когда немцы захватили город, часть раненых вывезти не удалось. И тогда Лидия Петровна осталась с ними в оккупированном Калинине.
Когда родилась идея сделать фильм, Борис Полевой стал одним из соавторов сценария. О том, где снимать фильм, споров не было. В середине марта 1967 года центр Калинина превратился в съёмочную площадку студии «Мосфильм». В массовых сценах довелось поучаствовать и многим жителям города. Главную героиню доктора Веру сыграла Ирина Тарковская, жена великого режиссёра Андрея Тарковского. В фильме занят знаменитый Георгий Жжёнов. В середине января 1968 года в кинотеатре
«Звезда» прошла премьера нового художественного фильма.
В гости к первым зрителям приехали режиссёр Вятич-Бережных, артист Юрий Киреев, а также исполнительница главной роли Ирина Тарковская. После показа фильма прямо на сцене её расцеловала героиня ― Лидия Петровна Тихомирова.
Постепенно тверская земля стала территорией военного кинематографа. И не только для советских режиссёров. Итальянский режиссёр Витторио де Сика неподалеку от Городни снимал русские эпизоды своего фильма «Подсолнухи» (1970). Звёзд кинематографа в нашей области побывало предостаточно. Но светил мирового уровня всего трое: великие итальянцы Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Зимнюю натуру режиссер «нашёл» на Волге, у села Городня Конаковского района, привлекла Церковь Пресвятой Богородицы. Было это в январе
1969 года.
То, что под Калинином снимается Марчелло Мастроянни, передавалось сарафанным радио, а скоро и жителей «итальянской» наружности любого возраста пригласили для участия в массовке. Единственная встреча с горожанами состоялась в кинотеатре «Звезда». Пришли Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни и Людмила Савельева. Встреча произошла перед поздним вечерним сеансом. О ней знали, похоже, только избранные, публика собралась исключительно солидная. Гости чуть опоздали. Их ждали в фойе кинотеатра, где тогда перед вечерними сеансами выступали певцы и музыканты. Мороз стоял такой, что потрескивал лед на Волге. Гости явились на встречу без головных уборов. Мастроянни был в длинной белой шубе, Де Сика ― в длинном пальто. Благородный вид, ухоженность выдавали в гостях их действительное положение в мировом кинематографе. На этом фоне наша Савельева гляделась воробышком. Как только, широко улыбаясь, звёзды появились в фойе, загремели аплодисменты. Самое интересное для сегодняшнего дня: итальянцы встречались со зрителями совершенно бесплатно. В манере общения итальянцев с калининцами не было и тени величия. Мастроянни чуть ли не стеснялся и даже намекал, что главные герои встречи ― зрители, для которых кино, в общем-то, и существует.
Фильм Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада» (1978) в 1979 году фильм удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.
Летом 1974 года режиссёру предложили снять фильм о нефтяниках Сибири. Идея заинтересовала. А. МихалковКончаловский очень долго искал натуру. «Сибирь» нашлась в тверских местах, в частности, в окрестностях дер. Савинские Горки Торжокского района. Там, на берегу Тверцы, построили огромную декорационную деревню Елань, где проходило действие фильма.
В 1979 году известный режиссёр Лариса Шепитько приступила к работе над фильмом «Прощание с Матёрой» по знаменитой повести В. Распутина. Местом съёмок определили острова озера Селигер. Пронзительная история гибели затопляемой водохранилищем старой островной деревни на Ангаре. «Прощание» ― это апокалипсис одной деревни, напоминание, что за насилие над природой и людьми, рано или поздно последует кара. Л. Шепитько трагически погибла, успев осуществить подготовительный этап. Фильм завершил её муж Элем Климов.
К фильму «Чучело» режиссёр Р. Быков приступил 1 октября 1982 года в Калинине, отдельные сцены сняты в городах Торжке, Старице. Тверской речной вокзал «сыграл» сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины (вид снаружи), сцена в начале и в конце (арка со ступеньками, по которой ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом там её преследуют ребята. Увековечил режиссёр и Морозовский городок. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице, точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело. Главные роли сыграли Юрий Никулин и Кристина Орбакайте.
Фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» (1987) в одночасье побил все рекорды зрительской популярности. Съёмки картины начались в 1986 году. В Калинине снимали Музей Тверского быта (городская усадьбы купца Арефьева, 1787 г.) в качестве дома Никиты в Москве, шли съёмки возле одного из флигелей Тверского Императорского дворца, песчаного карьера в дачном поселке Отрадное на окраине Твери, многие эпизоды ― около села Иванищи Старицкого района.
Мистический многосерийный детектив «По ту сторону волков» (2002) режиссёр Владимир Хотиненко снимал в гор. Торопце. Местные жители шутили, что они застряли в 1946 году — съёмочной группе даже не понадобилось что-то приукрашивать. Горожане «работали» в массовке, а пятиклассник средней школы № 2 Игорь Афанасьев успешно сыграл одну из ролей, получив «путёвку в актёры», Хотиненко назвал его юным Аль Пачино.
В начале фильма «Ночной дозор» (реж. Тимур Бекмамбетов, 2004) есть эффектные кадры фантастического места, где силы света и тьмы бьются на мосту ― это Чёртов мост и деревне Василёво Торжокского района. Стометровый арочный валунный мост создан по проекту Николая Львова в конце ХVIII в. Мост уникален, поскольку собран из огромных валунов без единого крепежа. Для сцены сражения создали более двух тысяч виртуальных моделей воинов.
Действие фильма «Дети Арбата» (реж. А. Эшпай, 2004) происходит в 1935–1943 гг. в Москве. «Столицу 30-х годов мы нашли в Твери, Торжке и других городах, где сохранились кусочки реальных улиц той эпохи», ― рассказывали члены съёмочной группы. Съёмки сериала проходили в Твери, усадьбе Знаменское Раёк (сцена гибели героев от рук нацистов), пос. Васильевский Мох (место сибирской ссылки).
Большая часть эпизодов мелодрамы «Благословите женщину» (2004) С. Говорухин поставил в Одессе, а для съёмок провинциального городка он выбрал тот же посёлок Васильевский Мох под Тверью, превратив его в северный городок.
Вспоминая о работе над фильмом «Статский советник» (2005), режиссёр Филипп Янковский сказал: «В Москве в последние годы ничего старинного в первозданном виде не осталось. Пластиковые окна, улицы сплошь в рекламе. И длинных улиц, как тверская набережная Степана Разина, в Москве найти невозможно... Большие уличные сцены снимали в Твери». Все режиссёры знают, когда нужно дать длинный проезд в видах любого из трёх последних столетий, необходимо ехать в Тверь на набережную Степана Разина. На время съёмок «Статского советника» тверскую набережную дополнили старинными фонарями, вывесками, тумбами с афишами, датированными 1891 годом. Областная детская больница (двухэтажное здание в стиле псевдоготики, 1885) превратилась в Департамент полиции.
В Твери снимали три сезона суперпопулярного сериала «Кадетство» (реж.: Валентин Козловский, Сергей Арланов, Андрей Кудиненко, Дмитрий Меднов, 2006). Киногруппа работала вместе с суворовцами ― в одном крыле этажа идут съёмки, в другом ― учёба. Настоящих кадетов частенько дергали в кадр: то массовку создать, то актёров дублировать... В сцене выпускного экзамена, например, суворовцы собирают автомат Калашникова, потому что юные артисты за полтора года съёмок этому так и не научились... Но от турника и физической нагрузки актёров никто не освобождал. Суворовцы воспринимают фильм с юмором. По утверждению мальчишек, сериал не соответствует действительности. «”Кадетство” ― это такая красивая сказка, ― делились с журналистами студенты. ― Посмотрев её, многие захотят здесь учиться. Но на самом деле жизнь в военном училище намного более суровая"...».
Восьмисерийный драматический телевизионный художественный фильм «Галина» снят в 2008 году режиссёром Виталием Павловым. Он рассказывает о сложной судьбе Галины Брежневой, основан на фактах реальной жизни дочери генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.
В Твери «нашли» Кишенёв, где по фильму прошли молодые годы героини. Киногруппа работала в Тверской медакадемии, в городском саду, в окрестностях областного центра. В здании Военной академии воздушно-космической обороны им. Г. К. Жукова снимали «гостиницу в Сочи».
Мы назвали далеко не все фильмы, работа над которыми связана с тверской землёй. Можно ещё вспомнить фильм «Серебряные трубы» (Калинин,1969) о нескольких страницах из жизни детского писателя Аркадия Гайдара, в роли которого А. Мягков. Представление о нашем городе в 70-е годы можно получить, посмотрев фильм режиссёра Л. Миллионщикова «Живите в радости» (1978 г.) с Леонидом Куравлёвым.
В Твери и окрестностях проходили съёмки: картины «Самая красивая» (2005 г.), одну из ролей играла Любовь Полищук; отдельных сцен сериалов «Две судьбы-2» (2002-2008), «Кармелита» (2005), фильма «Упражнения в прекрасном» (2011, в главной роли Гоша Куценко).
Библиографический список
Виноградова Т. «Белое золото» в Тверской губернии // Вече Твери. – 2001. – 23 окт. – С. 6.
Воробьёв В. «Волга-Волга» написана в Твери // Твер. Жизнь. – 2010. – 13 нояб. – С. 7.
Дружинина С. Женщины вытащили Россию из века XVIII в век XIX / беседовала М. Спиридонова // Твер. Жизнь. – 2010. – 11 июня. – С. 7.
Дылевский А. Дворцовые страсти в Завидове // Твер. ведомости. – 2010. – 11-17 июня (№ 23). – С. 1, 24.
Кино и немцы! // Prime (Тверь). – 2009. – № 2 (10). – С. 62-63 : ил. Макарова И. Народный артист Михайлов разжалован под Ржевом // Твер. Жизнь. – 2009. – 28 янв. – С. 1.
Петренко Е. До полного метра // Твер. Жизнь. – 2009. – 29 авг. – С. 1. [О фильме реж. П. Дроздова «Ножницы»].
Ульянов А. Фильм века, или Как Чапаев «утонул» не в Урале, а в Волге // Твер. Жизнь. – 2011. – 10 февр. – С. 19.
Фомин В. «Я разбилась в кровь» : «Восхождение». Последний фильм Ларисы Шепитько // Родина. – 2005. – № 6. – С. 61.
Шемелинский В. К лицу Ивану маршальская форма! // Твер. Жизнь. – 2010. – 27 мая. – С. 6.
Ульянов А. «Доктор Вера» // Твер. Жизнь. – 2011. – 11 июня. – С. 21. Ульянов А. Война в жизни и война на экране // Твер. Жизнь. – 2011. – 14 апреля. – С. 19.
Хитрук Ф. Не хотел бы остаться лишь автором Винни-Пуха // Твер. Жизнь. – 2011. – 15 сент. – С. 19.
Ульянов А. У американцев ― «Бекки Шарп», у нас ― «Груня Корнакова» // Твер. Жизнь. – 2011. – 3 марта. – С. 19.
На Тверской земле творил Бондарчук и блистали Софи Лорен и Марчелло Мастрояни // Комсомольская правда в Твери. – 2009. – 17 янв. – С.4.
Бурилов В. Тверь ― русский Голливуд // Твер. ведомости. – 2015. – 2-8 дек.
Петренко Е. Кино как доступ к прошлому // Твер. Жизнь. – 2011. – 2 нояб. – С. 21.
Дроздов П. Кино с изнанки // Твер. Жизнь. – 2011. – 1 дек.
Шандарова М. Георгия Жжёнова помнят на малой родине // Твер. Жизнь. – 2010. – 27 марта. – С. 2.
Ульянов А. Вера. Надежда. Любовь // Твер. Жизнь. – 2010. – 30 сент. – С. 1, 11.
Ульянов А. На сцене Малого театра [о В. К. Васильевой] // Тверская Жизнь. – 2012. – 15 марта. – С. 1.
Ручников П. Долгая и счастливая судьба // Твер. Жизнь. – 2014. – 29 окт. (№ 199). – С. 7. – (Культура). – (Сорок лет с «Вишнёвым садом»).
Ручников П., Провинция как съёмочная площадка (фильмы, созданные на вышневолоцкой земле) // Твер. Жизнь. – 2016. – 16 апр. – С. 5.
Ульянов А. «Живые и мёртвые» // Твер. Жизнь. – 2016. – 5 мая. – С. 19.