Сухопутные и водные пути

сухопутка

 

Запись оn-line  трансляции 

dcnh 4

"Волга: водные пути. Галера «Тверь», пароходное общество «Самолет»".

26 мая в 16.00 в рамках просветительской программы «Интеллектуальные чаепития на Государевой дороге» состоялась он-лайн трансляция нашей четвертой встречи. Тема - "Волга: водные пути. Галера «Тверь», пароходное общество «Самолет»". Людмила Николаевна Соколова, главный библиотекарь Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького, экскурсовод представила историю пароходства на Верхней Волге, историческую поездку императрицы Екатерины II по волжским городам в 1767 г., рассказала о том, как Волга превратилась в самую оживленную дорогу России.

 

Сухопутные и водные пути (полнотекстовый ресурс).

Сухопутные и водные пути сообщения

Идея государственного единения народов России пробивала себе дорогу с давних времён. Её осуществление на всех этапах истории настойчиво требовало создания и улучшения путей сообщения, прежде всего для торговли и защиты Отечества.

В XVI в. Москва стала столицей русского государства. Её центральное положение в стране предопределило развитие первой сети сухопутных трактов. Они начинались у застав московских улиц и шли по радиальным направлениям в крупные по тому времени города. Это были грунтовые дороги с паромными и другими переправами через постоянные водотоки и судоходные реки, с волоками для перехода из одной водной системы в другую. Так, например, появился сухопутно-водный Беломорский путь: Москва — Вологда — реки Сухона и Северная Двина — Архангельск; Москва — Тобольск (Государева дорога) протяжением до 2600 км [Меры веса и длины приводятся в метрической системе; при использовании официальных статистических материалов сохраняется указанная в них система мер — примечание авторов книги]. Подобные пути сообщения имели важное значение в развитии мануфактурного производства и торговли. Позднее на основных трактах устраивались станции (ямы) для отдыха пассажиров и смены лошадей. В начале XIX в. число таких станций превышало три тысячи.
Однако грунтовые дороги находились в бедственном состоянии. В России с её пространственной необъятностью бездорожье крайне негативно влияло на развитие экономики и культуры.

 

Схема судоходных водных путей сообщения с каналами в европейской части России. 1825г.

Основание Петербурга и преобразование его в 1712 г. в столицу вызвало необходимость ускорить создание новых путей сообщения для связи города на Неве с Москвой и населёнными пунктами на Волге — главной водной артерии страны. К 1709 г. начала функционировать Вышневолоцкая водная система, соединившая непрерывным водным путём Петербург с Рыбинском на Волге. С этого времени Рыбинск стал важнейшим портом, через который Поволжье снабжало Петербург многими видами товаров и сырья, необходимыми для населения, промышленности и торговли с заморскими странами.

Первые годы эксплуатации Вышневолоцкой водной системы выявили большие затруднения для судоходства в Ладожском озере, где из-за штормов и бурь погибало немало судов. В связи с этим в 1719—1731 гг. под руководством сподвижника Петра I графа Б. К. Миниха был построен водный канал вдоль южного берега озера — от устья Волхова до истока Невы — протяжённостью 111 км. Он явился крупнейшим гидротехническим сооружением того времени. Первый подобный канал в Англии, Бриджуотерский, вступил в строй в 1761 г., а в Северной Америке (в обход порогов на р. Потомак, на которой расположен Вашингтон) — в 1784-м.

В 1712 г. по повелению Петра I началось строительство столичного тракта по прямому направлению. Император указывал: «Лучше проезжему заплатить от Москвы до Петербурга… больше, нежели от худой дороги великий труд иметь в пути». Тракт проходил по болотистой местности и сооружался очень медленно. Чтобы активизировать работы, была образована Канцелярия перспективной дороги и разработано положение «К устроению дороги и мостов от Москвы до Петербурга». В нём отмечалось, что производитель работ обязан строить дорогу «с крайним радением, ища того, как бы в казне было безубыточно, а в проезде спокойнее… и впредь прочно». Такой принцип строительства актуален и для нашего времени. Постройка тракта с заходом в Новгород закончилась в 1746 г. Протяжённость дороги составила 778 км.

Почтовый тракт. Начало XIX в.

Постепенно круг деятельности Канцелярии перспективной дороги расширился, и в 1755 г. её преобразовали в Канцелярию строения государственных дорог, которая с 1786 г. именовалась Комиссией о дорогах в государстве. Эти путейские органы занимались постройкой трактов в стране, сооружали мосты и трубы по типовым проектам.

Для организации регулярного пассажирского сообщения между Петербургом и Москвой в 1820 г. образовано первое в стране крупное дилижансное общество. Путь между столицами дилижансы преодолевали за 4—4,5 суток. В карете помещалось 8 пассажиров, они имели право бесплатно провозить личный багаж весом до 8 кг и за дополнительную плату — до 12 кг. Стоимость проезда внутри кареты составляла 95 руб. — значительную по тому времени сумму. В первые 10 лет было перевезено 33600 человек.