Сокровища тверских усадеб в собрании Тверской областной картинной галереи

 

Сокровища тверских усадеб в собрании Тверской областной картинной галереи

Русская дворянская усадьба - явление синтетическое, органично сочетающее в себе архитектурную и художественную среду, сады и парки, зрелищные искусства (театр), музыку, культурный, хозяйственный и повседневный быт, а также многое другое. Поэтому вполне закономерен комплексный подход к изучению усадьбы и усадебной культуры, принципы которого были разработаны ещё в начале 1920-х гг. основателями Общества изучения русской усадьбы. В то же время не менее важно (и вполне возможно) исследование отдельных аспектов, составляющих усадебную культуру, до сих пор ещё мало изученных.

К таким до сих пор малоизученным (в силу объективных обстоятельств) аспектам относятся художественные коллекции усадеб, история их создания и бытования. Исключение составляют, пожалуй, лишь собрания немногочисленных музеефицированных усадеб. Это по меньшей мере странно, так как художественные коллекции - неотъемлемая часть русской усадьбы, её облика и быта, так же как архивы и библиотеки. Произведения искусства (картины, рисунки, фарфор, стекло, бронза, художественная мебель), собранные многими поколениями владельцев усадеб, не только являли собой художественную и материальную ценность, но и несли на себе печать времени, хранили память об ушедших эпохах, создавая совершенно особую духовную ауру. Кроме того, нужно отметить, что именно усадебные коллекции сыграли (правда, вынужденно) огромную роль в формировании собраний музеев, в том числе и художественных, в послереволюционные годы.

К 1917 г. в усадьбах Тверской губернии (которых насчитывалось более 3500) сосредоточились колоссальные художественные ценности. Почти каждая усадьба, даже самая маленькая, хранила как отдельные произведения искусства, так и целые коллекции. Но, пожалуй, самое значительное по количеству и качеству собрание находилось в имении князей Куракиных Степановское-Волосово в Зубцовском уезде. Только коллекция живописи насчитывала более 500 произведений. Она включала работы старых европейских мастеров - Французских, голландских, итальянских, английских, галерею портретов царей и императоров из династии дома Романовых, галерею портретов многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе, и кисти таких известных художников, как И.Я. Вишняков, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский; многочисленные пейзажи с изображением княжеских имений, находившихся в различных губерниях России. Не менсе интересными были собрания русской и западноевропейской графики и гравюры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Залы волосовского дворца украшала высокохудожественная мебель русской и французской работы, уникальные осветительные приборы елизаветинских, екатерининских, Павловский времён.

Большие и интересные фамильные портретные собрания находились в имениях Знаменское-Раёк, Таложня и Премухино Новоторжского уезда, Панафидино Старицкого уезда, Сахарово Тверского уезда и многих других.

В отдельных усадьбах сложились интересные тематические коллекции, отражавшие вкусы и пристрастия владельцев. Так, например, в име- нии князя А.А. Ширинского-Шихматова Островки в Вышневолоцком уезде были коллекции икон и древнерусского декоративно-прикладного искусства, собрание живописных и графических произведений, а также книг, посвящённых теме охоты, коллекция археологических памятников. В усадьбе Лихачевых Устиново Кашинского уезда находились произведения искусства и документы, отражавшие интерес хозяев к личности Наполеона Бонапарта (в доме была даже «наполеоновская» гостиная). И этот перечень можно продолжить.

После Октябрьской революции началось беспрецедентное перемещение художественных ценностей, которые столетиями собирались в тверских усадьбах. В течение нескольких лет тысячи произведений живописи, графики, прикладного искусства, скульптуры, художественной мебели, осветительных приборов вывозились различными организациями в Москву, Петербург, Тверь, помещались в музеи учреждения, выставлялись на продажу с аукционов; многое безвозвратно исчезло при пожарах и разгро мах усадебных домов, было расхищено местными жителями.

В Тверской губернии основными местами сосредоточения национали- зированных усадебных художественных ценностей стали Тверской госу. дарственный музей (один из первых публичных музеев в России, основан ный еще в 1866 г.) и уездные краеведческие музеи. В 1937-1938 гг. значительная часть этих памятников поступила в Калининскую областную картинную галерею", выделенную из краеведческого музея в самостоятельный музей в 1937 г. Эти чудом уцелевшие «фрагменты» усадебных коллекций и составили реальное ядро собрания классического искусства галереи, не потерявшее своей значимости и до настоящего времени, хотя её фонды и увеличились более чем в двадцать раз (в 2010 г. - около 32000 ед. хр.).

К сожалению, из-за многочисленных перемещений, которые пережили предметы из усадеб, сведения о происхождении многих из них оказались утраченными. Поэтому выявление усадебных памятников и установление их «первоначальных адресов» представляет определённую сложность, но вполне возможны.

К настоящему времени в фондах Тверской областной картинной галереи выявлено уже более 400 произведений изобразительного искусства, а также предметов мебели из 37 усадебных собраний и двух коллекций, существовавших при фабриках Рябушинских и Болотина в Вышневолоцком уезде.

Обратимся прежде всего к собранию князей Куракиных из усадьбы Степановское-Волосово Зубцовского уезда, так как оно (благодаря своему объёму и качеству) сыграло весьма заметную роль в формировании художественных коллекций тверских музеев.

На данный момент в собрании галереи удалось обнаружить около 150 живописных работ русских и зарубежных художников, а также единичные произведения графики, декоративно-прикладного искусства и образцы художественной мебели, происходящие из куракинской коллекции.

 

Конечно же, это лишь небольшая часть бывшего усадебного собрания но она довольно хорошо отражает его состав.

Особенно хорошо сохранилась галерея фамильных портретов. В основном это произведения XVIII - первой половины XIX в. Наибольший интерес представляют памятники Петровской эпохи.

 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла