«ЛЮДИ БОГАТЫЕ ВЕДУТ ЖИЗНЬ РОСКОШНУЮ»
Село Кимры и его обитатели. Очерк с двенадцатью рисунками в тексте. Составил Алексей Столяров. Москва 1899г.
Автор повествует о буднях и праздниках кимряков, особенно колоритна Глава 11 "Жизнь кимряков". "... Люди богатые ведут жизнь роскошную. Чай пьют не иначе, как высших сортов и при этом самовары ставят беспрестанно. К чаю подаются сливки, и лимон, и варенье. Булки подаются из муки высшего достоинства. Богатые кимрские крестьяне держат годовые запасы вина и при том дорогого, выписывая оное из Москвы и Петербурга, до заграничной выписки вин, крестьяне еще не дошли. Держатся в домах запасы соленой рыбы. Стол у здешних богатеев в обыкновенные дни состоит из четырех и даже из пяти блюд, хотя приготовляемых не изысканно, но со вкусом и всегда из самых лучших припасов. Подается холодная говядина с приправами, щи или суп по преимуществу перловый, жареная телятина или баранина, каша с молоком, а в праздники сладкий пирог или розаны в масле с сахаром. На званных обедах кушаний подают от девяти до десяти блюд. Блюда изготавливаются кухарками, за столом служит горничная. Держащие лошадей имеют кучера и подростка конюха. Жалование здешняя прислуга получает от 1р.50 коп. до 3-х руб. в месяц, кучерам платят до 20 рублей на полном хозяйском содержании".
"ТАКИХ СЕЛ КАК КИМРА НЕ МНОГО НАСЧИТАЕТСЯ НА СВЯТОЙ РУСИ...".
"Люди среднего достатка ведут жизнь, конечно, менее роскошную, но в сравнении с крестьянской жизнью вообще, жизнь кимряков необычайно роскошна. Чай употребляется не менее двух рублей и пьется несколько раз в день, и также приправляется или вареньем, или лимоном. Хлеб в обыкновенные дни печется к чаю из средней муки, а в праздники из первача. Обыкновенны обед состоит из солонины или белуги (постные дни), белых щей и каши. Званные обеды многосложны, как и у лиц первой категории. Видимо кимряки придают особую важность продолжительности стола. Чтобы продлить стол, подают, например, «закусочные принадлежности порознь» Так сперва подадут селедку, а затем икру. Кимрские бедняки, то есть люди с ограниченным достатком, все-таки отличаются от обычных крестьян, так как в столе своем ежедневно употребляют или мясо, или рыбу. Чай пьют низших сортов, без приправ. Белый хлеб выпекается уже исключительно из муки 2-го сорта. Пироги пекутся только в торжественные дни. Званные обеды роскошью и вином уже не отличаются. Мы остановились на пище лишь потому, чтобы показать разницу между крестьянами кимрскими и крестьянами других. Даже богатых окрестных сел и деревень".
"ОСЕНЬЮ-ЖЕ ЗАПУСКАЛИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БУМАЖНЫЕ ЗМЕИ; В ЭТОЙ ЗАБАВЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДАЖЕ УБЕЛЕННЫЕ СЕДИНАМИ СТАРЦЫ...".
"Лет 50 тому назад трактиры и винные лавки запирались в Кимре с наступлением сумерек, освещения в трактире не полагалось. Загуливали приезжие, покупая себе сальные свечи. Эти-то загулы и развили в конце концов продолжительность торговли или торговлю с освещением. Свечами сальными торговали в трактирах, а в кабаках первое время торговали при свете лучины, которую тогда слуги держали в руках. Старожилы и теперь помнят лучино–держальщика «Дедку Власа». В былое время в воскресенье и праздничные дни трактиры были закрыты до полудня. В Рождество, Пасху, и в местные храмовые праздники трактиры открывались только после того, когда побывают в них священники с молебном. Духовенство поэтому старалось позднее всего молебствовать в трактирах, чем не мало удерживали народ от безобразных попоек.
Праздники проводились семейно: посещать трактиры считалось лишним, торговцы в рядах в трактиры не ходили. А грелись зимою сбитнем и пробавлялись чаем. Праздники проводились вообще весело; развлечений была масса. Зимою происходило на реке Волге хождение на лыжах, охота за рыбою: устраивались горы для катанья; шла прозаическая, но веселая игра в «чехарду»; вечером собирались на посиделки. Весною занимались птицеловством; лишь только услышат кимряки песни жаворонка, как начнут деятельно приготовляться к ловле птиц; очень многие крестьяне имели пчел; редкий кимряк не имел своего фруктового сада, в котором и находил свой праздничный отдых; к сожалению этих садов, осталось очень немного: все отнял уже известный читателю пожар в 1859 году
Летом обитатели Кимры проводили праздники в лесу, занимаясь собиранием грибов и ягод, делая припасы на круглый год; были распространены игры в городки. бабки. Катанье чугунных шаров, погоняемых палками; вечером водились хороводы, или став в ряды, ходили с песнями по всем улицам. Осенью-же запускали преимущественно бумажные змеи; в этой забаве принимали участие даже убеленные сединами старцы; верхом восторга было, когда змей поднимался выше креста колокольни; но вечером обитатели собираясь слушать чтение грамотеев, особенно читались рассказы про императора Петра Великого, как кузнеца, плотника, столяра, портного и сапожника".
Полностью прочитать очерк «Село Кимры и его обитатели» Алексея Столярова можно на сайте Электронной библиотеки ТОУНБ им. А.М. Горького: http://elib.tverlib.ru/stolyarov_s_selo_kimry_i_ego_obitateli_ocherk_s_dvenadcatyu_risunkami_v_tekste