Путевые заметки, тревелоги, дорожники

мост

 

«Колокола развязываются, ямщик ухарски вскакивает на козлы. «Пошел!» — и лошади пускаются вскачь. Колокольчики поют, бубенчики весело смеются, ямщики то и дело кричат: «Эх вы, соколики!» — и погоняют лошадей. Бесконечные обозы ползут вам навстречу. «Поди-и-ии-и!» — певуче тянет ямщик, и обоз сворачивает на одну сторону шоссе и дает вам дорогу. Тянутся возы, груженные сеном, телятами, клетками с курами и гусями, мешками с зерном, мебелью, предметами домашнего обихода с неизбежною белою вазою с ручкой наверху поклажи. Едут шагом тяжелые почтовые телеги со спящими ямщиками. К ним привязаны усталые «обратные» почтовые лошади. Изредка проезжает помещик в бричке или коляске, скачет во всю прыть фельдъегерь. С котомками за плечами устало плетутся мужики — и опять обозы, обозы».                                                                                        
                                                                                                                                                               
Н. Е. Врангель Воспоминания. От крепостного права до большевиков.

Путеводители и дорожники полнотекстовый ресурс

 

 

 

"1810 Года …19 числа <июня> выехали мы оттудова в восемь часов, а в первом часу приехали мы в Государево село Завидово. Между тем как переменяли лошадей, вышли мы в трактир, где нашли изрядные комнаты; и очень учтивого трактирщика; мне подали котлеты, к которым голод конечно была лучшая приправа; от сего может быть происходит, что во всех трактирах по нашей дороге кушанья показались мне очень вкусными".                                     Княжна М.Н. Волконская Дневная записка для собственной памяти…

 

ЗАВИДОВО

http://zavidovohram.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_6133-400x249.jpgИздавна главная дорога из Москвы шла на Новгород и проходила через село Завидово и Завидовский ям. Ямом называлось поселение, где жили ямщики. На ямском дворе путешественники отдыхали и меняли лошадей. Путешествовать на ямском транспорте могли только княжеские, а позднее царские гонцы и иностранные послы.

В XVI в. село Завидово было четвертой почтовой станцией на этой дороге и входило в состав земель, принадлежавших Ивану Грозному.

В XVI-XVII вв. Большая Московская дорога представляла собой сложную водно-сухопутную систему с ямскими станциями и инженерными сооружениями: бревенчатыми мостовыми, плотами для переправ через реки, барками для передвижения по рекам и озер.

Путевой дворец в Завидове. Путевые дворцы для остановки императора и его свиты вдоль всей «государевой дороги» начали строить  еще в начале XVIII столетия.  На пути Москва-Петербург насчитывалось 10 путевых дворцов, в том числе в селе Завидово. В XVIII в. Завидовский путевой дворец, или «Государевы светлицы» с жилыми хоромами, изразцовыми печами, поварнями, хлебенными, погребами, ледниками, конюшнями и другими строениями, скорее всего, находился на южной окраине села, на западной стороне «Государевой дороги». В конце XVIII в. в Твери появился каменный императорский дворец. К началу XIX в. на «Государевой дороге» насчитывалось 11 каменных путевых дворцов. Большинство из Путевых дворцов сохранились до наших дней.

Ямская половина почтовой станции в селе Завидово в  XIX в.

В XIX в. служба станционного смотрителя на почтовой станции была тяжелой. В среднем на этой должности работали не больше двух лет. В любое время дня и ночи, в любую погоду станционный смотритель должен был встречать путешественников, размещать их и оформлять подорожные документы. Если путник в дороге заболел, смотритель уступал ему свою кровать.

Почтовая станция в начале XIX в. состояла из двух помещений. Одно помещение – это чистая половина для приезжих господ, где они могли отдохнуть и перекусить.

В соседнем помещении находилась ямщицкая половина. Большую часть ямщицкой половины занимала русская печь, обогревавшая всю почтовую станцию. В печи готовили еду для ямщиков и приезжих.

Рядом с ямщицкой, в сенях, висели хомуты, дуги, конская упряжь с колокольчиками и бубенцами. По соседству, в конюшне, стояли лошади. Лучших лошадей отбирали для курьерских троек. Ими пользовались только фельдъегеря и чиновники, выполнявшие важные государственные поручения.

Промыслы и ярмарки в Завидово. Крестьяне села Завидово, жившие у «Государевой дороги», издавна занимались изготовлением всего того, что могло потребоваться путешественникам, проезжавшим по тракту.  Жители села делали сани, кибитки, телеги и, конечно, колеса для этого вида транспорта. Обслуживание «Государевой дороги» вызывало большую потребность в изделиях из железа. Поэтому кузнечное дело у завидовских жителей было в большом почете.

Крестьяне села Завидово торговали фуражом, хлебом, калачами и пирогами, молочными продуктами. Особенно популярными в холодное зимнее время у проезжавших путешественников были предметы домашнего ремесла завидовских крестьянок: варежки, чулки и большие теплые полости для саней.

С конца XVIII в. в Завидово стали проводиться регулярные ярмарки. Они проходили два раза в год – на Троицу и в августе.

На протяжении всего XIX в. жители Завидова продолжали заниматься традиционными крестьянскими ремеслами и промыслами, а также заготовкой грибов и ягод в окрестных лесах. Всё это крестьяне села успешно продавали на ярмарках.

По воскресеньям и в праздничные дни до окончания Литургии любая торговля на ярмарках, базарах, а также в трактирах, кабаках и лавках запрещалась. С нарушителей тишины и благочестия взимался штраф.

Открывшееся осенью 1851 г. движение по Николаевской железной дороге привело к сокращению транзитных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок по шоссе между Москвой и Петербургом.  Ямщицкий извоз перестал быть доходным промыслом, ямщики переходили в сельское или городское сословия.

Село Завидово: на главной автодороге страны в 1960-1990-е гг.

В 1946 г. был создан проект реконструкции автомобильной дороги Москва-Ленинград. Автомобильная дорога приобрела новый облик: ширина проезжей части достигала 7 метров, что обеспечивало двустороннее движение. В 1978 г. начался новый этап реконструкции дороги. На всем протяжении трассы были восстановлены или заново построены асфальтобетонные заводы. В связи с увеличением автомобильного потока автодорогу расширили до 10,5  метра  а на отдельных участках до 16 метров. Источник: http://zavidovohram.ru/muzeum/muzej-gosudareva-doroga/

 

 

Река священнейшая в мире,
            Кристальных вод царица, мать!
     Дерзну ли я на слабой лире
          Тебя, о Волга! Величать, и т. д.
            Н. М. Карамзин «Волга» (1793)

«От Городни до губерн<ского> города Твери 28 ¾ версты. …

За несколько верст до Городни параллельно дороге протекающая река и омывающая эту станцию, конечно, не раз обращала ваше внимание, и вы нередко засматривались на ее изгибы, то появляющиеся в долине, то теряющиеся за лесами и кустарниками, следили ее зигзаги, любовались ее синими водами и мысленно спрашивали себя: неужели это Волга, одна из самых величайших и знатнейших рек в свете, воспетая незабвенными Карамзиным и Дмитриевым».  
И.А. Дмитриев "Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно...".

 

 

ГОРОДНЯ

«Прежде, когда тут был проезд, все крестьяне по своим занятиям разделялись на три рода: содержателей постоялых дворов, ямщиков и рыболовов, и все имели выгоды, даже с излишком. Тут гремели дилижансы; поминутно то с той, то с другой стороны подлетали к почтовой гостинице лихие тройки; добрые господа и купцы щедрой рукой давали на водку…».
 А. Н. Островский 1856 г. 3 мая

  Село Городня сегодня – настоящий оазис вселенской тишины, космической красоты видов и невероятного, тишайшего покоя.  Как-то и не верится, что шесть веков назад здесь кипела бурная жизнь «столичного» города небольшого удельного княжества, входившего в состав Великого княжества Тверского. Здесь, на волжском торговом пути, шла бойкая торговля, горожане чеканили собственную монету, а в 1368-1390 (условная дата) году в городе был заложен каменный соборный храм во имя Рождества Богородицы в честь победы на Куликовом поле. Весь облик храма радует ясностью и простотой замысла и исполнения и силуэт его лаконичен: всем своим видом он напоминает маленькую крепость. Он окружен глубоким рвом, через который перекинут валунный мост.  

 К этому времени было завершено строительство крепости Вертязин и этот храм был выстроен в качестве собора. После пожара 1412-1425 гг.  церковь выстроена вновь на старом подклете. В 1740 году построена трапезная с колокольней.  Храм в Городне заложен Тверским князем Михаилом Александровичем в память о своём предке Михаиле Ярославиче Тверском.

По одному из преданий, в Городне останавливался и молился в Богородицерождественском храме преподобный Сергий Радонежский. Сегодня древняя церковь Рождества Богородицы в Городнеединственный сохранившийся памятник великокняжеской Руси и один из самых намоленных храмов Тверской области, а быть может, и во всей России. Чудесно и то, что за эти шесть с лишним веков храм не только сохранился, но и никогда не закрывался и в нем шестьсот лет не прерывалась молитва…   Это последняя память о Тверском княжестве.          

С холма открывается необычайно красивый вид на Волгу. Известный драматург А.Н.Островский, посетивший Городню в 1856 году, писал: «Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви. Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подернутая рябью; за рекой зеленел поемной луг, который расстилался ковром вплоть до высокого, тёмного соснового лесу. Справа и слева между кустарниками кое-где блестели изгибы и плёсы Волги; по крутым берегам виднелись белые каменные церкви сёл». В ходе реставрации 1970-х гг. в подклете (нижняя нежилая часть церкви) найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся теперь в музеях Твери и Москвы (частично сохранились изображение Богоматери с Младенцем, житийный цикл св. Иоанна Предтечи, изображение святого благоверного князя Михаила Тверского

Путевой дворец- памятник архитектуры конца XVIII-первой половины XIX вв., сооружен в стиле барокко по «образцовому» проекту архитектора М.Ф. Казакова (по другим данным, автором проекта дворца был архитектор П.Р. Никитин).

 После пожара 1763 г. архитектор П.Р. Никитин приехал в Тверь и активно принялся за работу. Поскольку он знал, что в Тверь рано или поздно приедет императрица – посмотреть на то, что сделано, предусмотрительный Никитин разработал проекты для путевых дворцов, в которых по дороге могла бы останавливаться императрица и свита. Всего было решено построить пять путевых дворцов между Петербургом и Москвой. И требовался грамотный и добросовестный архитектор, который проследил бы за ходом строительства, качеством строительных материалов и отделки. Так в команде Никитина оказался молодой талантливый архитектор Матвей Казаков, который к тому времени уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Именно в Твери дарования Казакова, ученика Московской архитектурной школы Д.В.Ухтомского, раскрылись в полной мере (проект Фонтанной площади, архиерейского дома). Одним из последних его творений был Путевой дворец в ямщицком селе Городня-на-Волге (так тогда оно называлось). Путевой дворец- памятник архитектуры конца XVIII-первой половины XIX вв., сооружен в 1776 г. по указу Екатерины II, построен в стиле барокко по «образцовому» проекту архитектора   М.Ф. Казакова (по другим данным, автором проекта дворца был архитектор П.Р. Никитин). Дворец предназначался для кратковременного пребывания императорской семьи на пути следования из Петербурга в Москву. Источник: https://konakovsky-uezd.org/2016

 

МЕЛКОВО

«Теперь можете продолжать путь чрез село Мелково с отдельно стоящею на погосте каменною красивою церковью. Мелково замечательно странностью чрезвычайно тесного, совершенно по-азиатски слитого строения: архитектура деревенских домиков, только одними воротами без всякого раздела связанных между собою, столь удивительна, что едва ли где подобную увидите. Огромные навесы, под которыми смело можно укрыться нескольким десяткам человек от дождя и бури, кажется, готовы каждую минуту своею тяжестью и величиною испрокинуть и подавить домики или избушки, как бы вполовину ушедшие в землю. Мелково как нельзя вернее представляет собою русскую загадку или поговорку, одинакую с литовскою о мифическом Кауке: мужичок с ноготок, борода с локоток».
И.А. Дмитриев "Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно...".

 

В писцовых книгах 1540 года названа деревня «Мелкое», которая позже и будет селом «Мелково». «...деревня Мелкое, да к той же деревне припущено в пашню деревня Чертова; 23 двора, да 2 двора пусты». Это название было дано селению из-за многих мелей в этой части Волги, на возвышенном берегу которой оно возникло.

В тверских писцовых книгах 1627-28 гг. деревня названа «Мелкая Слободка». В отказной грамоте 1667 года о деревне Мелково написано: «в Тверском уезде, в Захожском стану деревня Слободка Мелкая на реке на Волге, на ручью на Кобылихи, а в ней двор помещиков, двор крестьян...». Всего названо 20 крестьянских дворов. По этой отказной грамоте, деревня перешла от Ивана Писарева к его сыну Емельяну.

В 1678 году деревня состояла из 25 дворов. По описанию 1710 года деревней Мелкой Слободкой владел стольник и полковник Петр Андреевич Остафьев и она насчитывала 18 крестьянских и 2 вдовьих двора.

В сведениях конца XVIII века селение названо «деревня Мелкая, Слободка тож». Она располагалась по обе стороны большой дороги связывавшей две столицы, и насчитывала 47 дворов и 378 жителей.

В 1806 году в Мелкове была построена каменная пятиглавая церковь, посвященная святому Димитрию. По сведениям 1859 года село Мелково состояло из 78 дворов и 622 жителей.

В описании 1887 года названа два селения: село Большое Мелково и деревня Малое Мелково. По сведениям 1900 года в селе Мелкове было 80 дворов и 471 житель. В связи с образованием Иваньковского водохранилища этот живописный район начинает застраиваться различного профиля здравницами. Вблизи появляется «Новое Мелково», которое в дальнейшем станет поселком «Ново-Мелково». Бывшее село принято будет называть «Старое Мелково». Такое название окончательно закрепилось за селом в послевоенные годы, когда селение входило в Завидовский район, ликвидированный в 1960 году.

Источник: Счётчиков К. И. Корчевская старина. Вып. 2. – М., 1997

Более подробно о населенном пункте можно узнать на сайте Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.

 

ЭММАУС

«На 14/15 версте при деревне Еммаус или Эммаус, новая подставная станция».

И. А. Дмитриев

Село Эммаус ведет начало своей истории еще с XVI века, и оно связано с находившимся здесь в то время монастырём. Этот монастырь, именовавшийся Спасо-Яминской (или Спасо-Ямницкой) пустынью стоял на правом берегу небольшой речки (ныне ручья) Белеутовки. Тогда монастырь и прилегающие к нему деревни с погостом, пустошью, полями и пашнями были «земли владычны», то есть принадлежали Владыке Тверской епархии. Центральным селом пустыни была слобода Яминково.

Карта Менде Тверской губернии 1853г.  

  Погост в то время не являлся кладбищем. Он был местом, где находилась церковь и дома ее служителей.  И если вокруг погоста селились крестьяне, то он превращался в село. В смутные времена с началом ливонской войны монастырь стал приходить в упадок. В 1628 году царь Михаил Федорович издал указ «о приведении в известность состояния государства». Тогда и была отмечена Спасо-Яминская пустынь с центром — слободой Яминково, состоявшей из одного двора крестьянского и двух дворов бобыльских. В 1750 году Преосвященный Тверской Митрофан Слотвинский решил возродить пришедший в упадок монастырь. Он перенес его на место, не подвергавшееся половодью, построил деревянную церковь и загородный дом для себя как раз против слободы Яминково. Ему принадлежит и идея переименования пустыни и слободы. Увидя сходство живописной местности под Тверью с евангельским Эммаусом под Иерусалимом (и тот, и другой находятся в 15 верстах от крупных городов), назвал и монастырь, и село Эммаусом. В 1763 году Эммаус был упомянут в ревизских сказках. По данным 1859 года в казённом селе Эммаус православная церковь, 44 двора, 411 жителей. К концу XIX века село представляло собой уже крупное поселение с 70-ью дворами, население которого составляли 201 мужчина и 243 женщины. Село было центром прихода Городенской волости Тверского уезда, в 1914 году прихожан Воскресенской церкви (построена в 1798 году) в селе и деревнях Поддубье, Горохово, Губино, Прибытково, Коленовка, Ошурково - 737 мужчин и 749 женщин.

Поселок Эммаусс расположен вдоль автомагистрали Москва — Санкт-Петербург М10. Расстояние до центра Твери — 15 км, до границы города — 3 км.

Во время Великой Отечественной войны окрестности села Эммаус были местом ожесточенных боев при освобождении Калинина (октябрь — декабрь 1941 года). В посёлке мемориал с вечным огнём воинам Красной Армии, погибшим на эммауской земле. Источник: http://travellers.ru/

 

 

 

https://pp.userapi.com/c639117/v639117555/5df00/4pQmPEZWD1E.jpg"В санях, несмотря ни на какой холод и мороз, мне лежалось так хорошо и тепло, что, когда по моему приказанию их закрывали со всех сторон, я скорее мог бы пожаловаться на жару, чем на холод. У каждого из моих людей были тоже свои отдельные сани, снабженные, как следует, покрывалами и полостями, так что нельзя было путешествовать удобнее. Всё же перед тем как пускаться в долгий путь, следует обзавестись своими хорошими, новыми санями; ибо те, которые попадаются в дороге и которые выбираешь наспех, не так хороши и удобны, как заказываемые в больших городах, где их можно достать готовыми на <всякий> вкус".
Юст Юль
В апреле 1709 г. в качестве чрезвычайного посланника Дании был отправлен в Россию, где пробыл с сентября 1709 по август 1711 года. Во время пребывания в России Юль вел дневник, в котором описал свои путешествия через Тверской край.

рис. А.Виноградова

 

ТВЕРЬ

 

https://pp.userapi.com/c639117/v639117555/5df0a/3K2KqginzcE.jpg1709. Декабрь

"Тверь – большой город с маленькою крепостью; стоит на Волге. Здесь был 7 ям. Как только я приехал в Тверь, комендант, Иван Михайлович, прислал за мною свои сани, приглашая к себе <обедать>. Он сделал большие приготовления для моего приема, <зажег> много люстр и канделябров с восковыми свечами. Комната была кругом уставлена великолепнейшими образами; пред каждым, согласно русскому обычаю, горела восковая свеча. На вид <комендант> был весьма добродушный и вежливый человек. Жена его тотчас же вышла к нам <в сопровождении> многочисленной женской свиты и, по русскому <обычаю>, предложила мне поцеловать меня; затем мне и бывшим со мною <лицам> сама поднесла водки, после меня усадили за стол, за которым подавалось много рыбных блюд. По русскому обычаю, о котором сказано выше, всякое <здоровье> пили иным напитком и в другого рода   сосудах для питья.

рис. А.Виноградова
Во время обеда по распоряжению коменданта <в горницу> вошло 16 <скоморохов>, которых, по его словам, у него имеется 60 человек. Они принялись дудеть, свистать, петь и куковать, каждый на свой лад, <представляя> разнообразное <пение> птиц в лесу. Свистали они так громко, что стена отражала звук, и хотя <все эти люди> стояли против меня, казалось, что они одновременно находятся и спереди, и сзади. Они сделали себе также кастаньеты из деревянных ложек с погремушками на концах и щелкали ими, играли на волынках и скрипках, плясали, забавно по-шутовски ломались, сгибались и бегали взад и вперед на карачках, свистели. Это представляло весьма своеобразное и веселое зрелище. <Став> в круг, они взлезали также друг к другу на плечи и с различными шутовскими повадками вырастали в башню. Между тем по моему приказанию часть моих людей поехала вперед с вещами, меня <комендант> задержал до 11 часов ночи, я насилу от него вырвался.  Из Твери я выехал в полночь".
Юст Юль В апреле 1709 г. в качестве чрезвычайного посланника Дании был отправлен в Россию, где пробыл с сентября 1709 по август 1711 года. Во время пребывания в России Юль вел дневник, в котором описал свои путешествия через Тверской край.

 

"Тверь. Губернский город в 565 верстах от Санкт-Петербурга и во 163 верстах от Москвы, под 57°51' широты и под 54°45' долготы, лежит на ровном месте по обеим сторонам Волги, разделяясь ею и впадающими в нее реками Tверцой и Тьмакой на четыре части: Городовую, Затьмацкую, 3аволжскую и Затверецкую.

Строение в нем большею частью каменное превосходной архитектуры. Лучшее находится в крепости и городовой части, а именно в крепости: пространный императорский дворец с садом и церковью во имя св. Екатерины, в которой великолепный алтарь, окруженный 16-ю коринфского ордера колоннами, есть точное подобие алтаря церкви Императорского кабинета в Санкт-Петербурге. Здесь поставлена аллегорическая картина, представляющая благодарную Тверь в выразительном положении к милосердию Екатерины Великой. Каждый тверской гражданин с пролитием у священного алтаря слез делает надпись сей церкви:

Как двух Екатерин всяк век не позабудет,

Так сей священный храм стояти вечно будет:

Лиющаясь чрез них Небесна Благодать

Во веки сотворит безвредно Тверь стоять.

Надпись к городовому теплому собору II // Тверския семинарии школьные упражнения.

Продолжение четвертое. [Б. м.], 1779. С. 18.

Потом примечательны: Соборная церковь вся из белого камня, наилучшей архитектуры колокольня, семинария для 700 духовных детей, губернаторский, комендантский и несколько частных хороших домов.

Выходя из крепости каменным чрез ров мостом, открывается прекраснейшая перспектива, называемая Миллионная, состоящая из домов в одинаковую высоту. Она, начинаясь двухэтажным великим гостиным двором и торговою площадью, простирается чрез другие три до конца города, где пересекает ее обширный больничный дом. На первой, Екатерининской площади, окруженной великолепными для присутствия домами, поставлен из дикого камня высокой столб с надписью, что в царствование Великия Екатерины началось строение прочной между столицами дороги и означено расстояние от оных".
Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами... 1802 г.

 

"Каждая здешняя девица, имея тонкий стан, носит с длинным, в пол-аршина подолом, напереди застегнутое пуговицами, а назади бористое платье, называемое ферези, у которого маленькая спинка соответствует нынешним санкт-петербургским модным. Рубашка у них тонкая, кисейная, имеет пышные рукава с дорогими из кружев манжетами и обнажает прекрасную грудь, украшенную крупным жемчугом. Высокая грудь подпоясана лентою, из-под которой опускается богатый передник, а голова украшена высокою, низанною жемчугом повязкою. В таком милом наряде, в котором обозначивается стройный стан со всеми его нежностями, и с такою ловкою походкою, как тверянки умеют ходить, каждая привлекательна. Платье у замужних женщин подобное же, с отличием только головного убора. Они на голове носят почти вертикально стоящую из толстой бумаги доску, вышиной в 3/4 аршина, выложенную золотыми гасами и жемчугом, которой фигура вверху круглая, оканчивающаяся внизу, у ушей, прямыми углами. Сей тягостной, как сами они признаются, убор называется кокошник.

Тверское наречие чисто и особенно от других приметно по своей учтивой присловице -ста. Тверянки разговаривают:

Л. Красная девица! Дома ли ста матушка твоя?

Д. Hетy-cтa – она-ста ушла в ряд с подсадою.

Л. Чай, вы-ста взбогатели от рассады да огурцов, вить, кажитца, у вас-ста большой огород?

Д. Недрянна-ста велик, однако-ста Бог послал нонича рублей на сороковину-ста кой рассады, кой ботвиньи-ста. Л. Да сколько-ста вас у матушки-та?

Д. Tpoичкa-ста.

Л. Ну прости-ста – скажи-ста матушки-та, что Лукишнакокошница приходила. Д. Нешто-ста.

Такая повсеместная учтивость доказывает благонравие. Некоторые проезжие заметили, что она простирается до смешной тонкости. Однажды сидевшая до того в молчании с матерью красавица говорила:

Д. Матушка-ста!

М. Ась-ста!

Д. Кошичка на пирашках-ста.

М. Так сгонь-ста.

Д. Ин брысь-ста!"

Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами... 1802 г.

 

 

 

НИКОЛО-МАЛИКИЙ МОНАСТЫРЬ

Под самою Тверью, проехав густой лес, стоит на глубоких песках мужеской Малицкий монастырь святого Николая, окруженный каменною стеною с башнями. Основание положил ему в 1667 году стольник Григорий Овцын; а нынешние каменные здания, соборную церковь, другие три, хорошую колокольню, братские кельи и прочие службы построил в 1753 году граф Петр Иванович Шувалов.

Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между
императорскими всероссийскими столицами... 1802 г.

485479_604141696265159_1465306267_nКраткая история (д. Николо -Малица, ул. Школьная 17) Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю историю. Он был основан между 1584–1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и впадавшей в реку Межурку — приток Волги.

Близость монастыря к Большой Московско-Новгородской дороге, пролегавшей южнее монастырских построек, привлекала к нему ездивших по торговым делам купцов, заезжавших сюда, чтобы помолиться покровительствующему путешественникам Николаю.

Безмятежная, хотя и бедная, жизнь обители продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара монастырь в одночасье сгорел дотла. Пламя так быстро охватило все его строения, что почти ничего не удалось спасти. Когда монахи стали осматривать пепелище, среди золы они нашли неповрежденным один образ небесного покровителя обители. Только задняя сторона иконы Николая Угодника обгорела. Ясно было видно, что образ находился в огне, но лик Святителя остался нетронутым. Икона имеет размер 24,5 х 20 см, написана она по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика святителя — небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Такое чудо, как об этом пишет летописец, привело в радость всех горожан Твери, которые решили возродить обитель всем миром. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина царского стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Все остальные строения, в том числе и ограду вокруг монастыря, возвели из дерева. Были восстановлены братские келии и возобновлены службы в монастыре.

Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. В дни коронационных торжеств 1742 г. ближайшая подруга и наперсница императрицы Елизаветы Петровны, действительная статс-дама ее величества графиня Мавра Егоровна Шувалова, следуя по дороге из Петербурга в Москву, серьезно заболела и вынуждена была остановиться в Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктор, не находя действенных средств лечения, опасался за жизнь обоих. Узнав о чудотворном образе Святителя, хранившимся в Николаевском Малицком монастыре, графиня попросила принести святыню к своей постели и отслужить молебен. Графиня молила св. Николая Чудотворца о помощи, обещая перестроить деревянную обитель на каменную. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. 

С тех пор Николо-Малицкий монастырь приобрел особое покровительство. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле «петровского» барокко. Так, со второй половины XVII века Николо-Малицкий монастырь приобрел вид цельного архитектурного ансамбля. До полного благолепия не доставало только фруктового сада, который и был посажен почти полвека спустя. Шуваловы передали в дар монастырю свои семейные реликвии. Среди них было немало уникальных предметов исторической и культурной ценности разного времени и происхождения: две небольших иконки Божией Матери: резная по полудрагоценному камню XV века и другая — в технике эмали на золотой пластине (в настоящее время они находятся в Тверском Государственном объединенном музее). Передана была монастырю и знаменитая икона Спаса Нерукотворного М.В. Ломоносова, ныне хранящаяся в Государственном историческом музее Москвы. Это был его первый опыт в работе техники мозаика. Судя по дарственной надписи автора на иконе, она была подарена им своим покровителям Шуваловым.

Во время Великой отечественной войны линия фронта проходила по деревне Николо-Малица, здесь шли ожесточенные бои за Октябрьскую железную дорогу. Немецкой бомбежкой была уничтожена большая часть архитектурного ансамбля монастыря: две церкви, колокольня, трапезная, настоятельский корпус, сильно поврежден собор.

 

Монастырь сейчас

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам.

Монастырь построен в византийском стиле. Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение. Танцующие люстры монастыря приводят в изумление. Источник: https://www.nikola-malica.ru/o-monastyre/istoriya/

 

МЕДНОЕ

"Медное – небогатое село, стоящее по обеим сторонам реки Тверцы,
– имеет изрядную церковь и против ее каменный императорский дворец; отсюда до Твери 30 верст".

Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между
императорскими всероссийскими столицами... 1802 г.

МЕДНОЕ — одно из древнейших сел Верхневолжья, известное с конца XIV века. В XVIII веке-1-й половине XIX века — это торговое село и почтовая станция на тракте из Петербурга в Москву. Глава «Медное» есть в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Путешественник, проезжая по "государевой" дороге, заметит указатель «Медное» и сразу подумает, что когда-то здесь добывали медь.  Происхождение первоначального названия села имеет разные толкования. Одна из версий связана с выработкой из болотной руды металлических изделий. Есть ещё предположение, что здесь был зарыт медный крест первыми крестителями Руси на благоприятном месте для строительства храма и будущего православного селения. В то время по реке Тверце проходил торговый путь «из варяг» в Булгарское царство и далее, в Персидское. Викинги могли здесь оставить клад, зарыв его в землю и отметив его крестом, так они сохраняли свои сокровища. Поэтому и возникла легенда о кресте. Есть и романтическая легенда о рыжеволосой девушке и её названых братьях Косьме и Тимьяне, спасших малютку от гибели в половодье на реке Тверце. Девушку назвали Медна, весть о её красоте и необычных способностях летела по водным путям. Знатный русич увёз её в Вольный Новгород. А потомки рыжей Медны основали торг Медна. Источник: http://mednoe-adm.ru

http://tversvod.ru/media/2015/05/29/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD2%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpegВ статье Георгия Смирнова «Путевые дворцы Екатерины II в провинциальных городах России», в книге «Государева дорога» и ее дворцы» (Тверь, 2003 г.). упоминался  путевой дворец в Медном. Императорский путевой дворец в Медном на шоссе Санкт-Петербург — Москва был построен в конце XVIII века (1782 г.) и довольно скоро переделан под почтовую станцию. (чертеж РГИА из книги "Города Тверской области". Вып. 2., М., 2007, с. 151):

Главное здание разрушилось, остался только один длинный боковой флигель. Дворец был двухэтажным, каменным. Он упомянут еще в «Дорожнике» 1802 года: «Медное — небогатое село, стоящее по обеим сторонам реки Тверцы, имеет изрядную церковь и против ее каменный Императорский дворец». (Казанская церковь 1764 года постройки).

В советское время от дворца оставался восточный флигель (по отношению к опубликованному чертежу – левый. До 2010 года флигель Путевого дворца сохранялся, затем был полностью снесен. Источник  -   http://tversvod.ru/page410/http://tversvod.ru/

 

ТОРЖОК

Путевой дворец в Торжке — один из Императорских путевых дворцов по Московско-Петербургскому тракту, построенный в 1776 году по указу Екатерины II для отдыха путешествующей императорской семьи. Самый первый Путевой дворец был деревянным, перешел в ведение магистрата, а его точное месторасположение не установлено. В 1785 году генерал-губернатору Я.Е. Сиверсу поступил приказ о возведении каменного Путевого дворца в Торжке от самой императрицы Екатерины Второй. Согласно приказу, построить новый дворец нужно было «на пристойном месте, с коего б город и новое в оном каменное строение видны были». Место на высоком левом берегу Тверцы полностью отвечало всем требованиям. Ведь с данной точки открывается замечательный вид на исторический центр города.    Дворец служит примером раннего классицизма – недаром его авторство приписывалось великому Матвею Казакову, хотя на самом деле проектные чертежи подписаны учителем Казакова – архитектором Петром Никитиным. В основе дворцового комплекса лежит П-образная композиция: главный дом соединяется с двумя боковыми флигелями стеной. Парные флигели представляют собой одноэтажные прямоугольные корпуса. Флигели соединяет железная ограда с въездными воротами, ведущими в парадный двор. Представительный вид главному дому придает колоннада с небольшим треугольным фронтоном. Парадный фасад главного здания украшен дорическим портиком, фасады флигелей выделены портиками из полуколонн. Дворец имеет на обоих этажах анфиладу с двумя рядами комнат. Главные покои располагались наверху. Более половины второго этажа занимал парадный зал. В западной анфиладе располагалась спальня императрицы. Из своих окон она могла обозревать панораму города и побережья.

В 1827 году здание приобрело Торжокское градское общество для больницы и воспитательного дома, но в 1830 году городские власти передали дворец войскам Владимирского уланского полка. В 1840 - 1842 годах путевой дворец перестраивался по проекту архитектора Ивана Фёдоровича Львова. В 1855 году комплекс снова перешёл во владение города. Предположительно в 1859 году здесь открылось женское училище, которое было преобразовано в женскую гимназию. В 1918 году на базе трёхклассной гимназии была открыта школа второй ступени. В 1924-1926 годах дворец служил рабочим клубом. В 1926 году в здании открылась первая в городе школа-семилетки (впоследствии - средняя школа № 1). Сейчас здание пустует. Проект являлся образцом при строительстве подобных зданий в городах и селах по Московско-Петербургскому тракту,- именно так потом строились путевые дворцы в Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном и Городне. Источник: http://torzhok.pro/attractions/travel-palace.html

 

 

ВЫДРОПУ́ЖСК

"Здешние крендельки,  постные и скоромные, какой то готической формы лапкою с завитком, сдобные и на сахаре, очень приятны: по приезде вашем к гостинице сама мастерица поднесет вам покушать соблазнительных крендельков и вы не раз скажете спасибо"
И.А.Дмитриев. 1839г. ВЫДРОПУСК Тверь в записках путешественников XVIII-XIX . стр. 235

Выдропуск – весьма большой, хорошо выстроенный, имеющий славных лошадей ям – стоит по обеим сторонам реки Тверцы, через которую переезжают по плавучему мосту. На правой стороне сего яма в особом месте находится каменная, хорошей архитектуры церковь, а при выезде на высокой горе – императорский двухэтажный каменный дворец, из которого во все стороны прекрасные видны картины. На лошадях, отсюда взятых, едут 38 верст до города Торжка.

Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между
императорскими всероссийскими столицами... 1802 г.

            ВЫДРОПУ́ЖСК— село в Спировском районе Тверской области, расположен на реке Тверце, существует с XVI в., как владение Иверского Валдайского монастыря. Возник как ямское село на дороге между столицами. Что это за диковинное название? Родина выдр или место их запугивания? Словарь В.И. Даля дает следующие варианты: Выдропуск (а именно так на старых картах называется этот населенный пункт) – «выдряный гон, притон, вод и лов... «Выдроглазить, выдроглазничать (твер. пск.) - глядеть нагло, нахально». ...Выдропужск был крупной торговой пристанью на судоходной реке. Его значение увеличилось с введением в строй Вышневолоцкой водной системы. В первой трети XIX века за одну навигацию через Выдропужск прогоняли до 10 тысяч судов. Ежегодно здесь проходила богатая Ивановская ярмарка, на которой главными предметами торговли были лес, бондарные (бочки, буты, чаны, кадки и др., предназначенные для хранения и транспортировки жидких, полужидких и сыпучих продуктов), шорные изделия (ременная упряжь, вожжи и т.д.). По преданию, Выдропужск получил такое необычное название после того, как Екатерина Вторая, увидев пьяного ямщика, повелела его «выдрать пуще». Впрочем, известно сие место было и двумя веками раньше – один австрийский дипломат и путешественник в «Записках о Московии» назвал Выдропуск (тогдашнее имя) «довольно большим городком».

В начале XVIII века в Выдропужске построили деревянный путевой дворец. Такие дворцы строились во многих городах по пути следования царского выезда. В 1780-х годах деревянная постройка была заменена каменным двухэтажным домом с двумя одноэтажными флигелями. Дворец располагался на возвышенном месте левого берега Тверцы, на краю села. Сохранился северный флигель, до неузнаваемости перестроенный в конце XIX - начале ХХ века. В первой половине XIX века в Выдропужске был построен почтовый двор, а путевой дворец переоборудован под станционную гостиницу. Как же выглядел путевой дворец? Аналогичной постройки дворец находится в Солнечногорске.

Из достопримечательностей- каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери  сооружалась в несколько этапов во второй половине XVIII – первой трети XIX в. В окончательном варианте церковь имелатри придела: Одигитрии Смоленской (главный), Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи.  (боковые).  (боковые). 

Источник:  https://arch-heritage.livejournal.com/1987325.html

 

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

 

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК - Путевой дворец в Вышнем–Волочке построен в 1779-1781 гг. по указу Екатерины II и является одним из многих, построенных на Московско-Петербургской дороге по единому проекту. Подобные дворцы возводились во многих местах Тверской губернии: Торжке, Городне, Твери, Выдропужске. Путевой дворец, служивший для кратковременного пребывания царской семьи в Вышнем Волочке, представлял собой городскую усадьбу, состоявшую из главного двухэтажного корпуса, одноэтажных флигелей, объединенных воротами, и обширного двора, окруженного каменной стеной. От первоначального ансамбля сохранился лишь главный корпус.

 Источник:  https://www.komandirovka.ru/sights/vvolochek/putevoy-dvorezsc/

 

ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА  изъ НОВОГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНІЙ, ПАВЛА ЯКУШКИНА ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА 1858 г.

"Пріѣхавъ въ Вышній-Волочокъ, я сейчасъ же легъ, а на другой день пошелъ посмотрѣть городъ. Волочокъ довольно хорошо выстроенъ, но показался мнѣ какъ-то непривѣтнымъ. А кажется тамъ чего-чего нѣтъ: и клубъ, и кофейная: въ кофейную собираются господа кофей, шоколадъ кушать; въ клубѣ назначены вечера карточные, вечера танцовальные, — только на улицахъ народу нѣтъ. Впрочемъ и дурное время выбралъ я для осмотра Волочка; надо пріѣхать лѣтомъ во время судоходства.

Мнѣ захотѣлось посмотрѣть здѣшній каналъ и шлюзъ, хотя, правду сказать, зимою не много увидишь. Тамъ стоялъ какой-то старикъ, съ которымъ мы разговорились. Я у него спросилъ, что сдѣлала имъ желѣзная дорога: поднялась ли торговля отъ чугунки? — „Да, кажись, другъ любезный, ни поднялась, ни опустилась; какъ была, такъ и есть. Вотъ только овесъ пошелъ шибче, прошлый годъ со всѣхъ мѣстовъ къ Волочку потянули, и сухопутьемъ — и на судахъ, а отсюда на чугунку, да и въ Питеръ; особливо зимой сильно овесъ идетъ“.

— Да отъ чего же по водѣ не отправляютъ овса въ Питеръ? здѣсь есть пароходы?

— „И по водъ отправляютъ, только пароходовъ здѣсь нѣтъ. Да и на что они, отъ нихъ проку никакого: вотъ нынче развелись пароходы въ Твери, стерляди были ни по чемъ!“

— Ты говоришь: рыбу распугали; какъ же такъ всю рыбу распугали, — этимъ лѣтомъ въ Твери стерляди-то были ни по чемъ?

— „А вотъ видишь ты: рыбу распугали изъ своихъ мѣстовъ, она и бросилась вся врозь; теперь-то ее много, да воду-то ей больше не будетъ.“

Какъ-то проходя вдоль чугунки, подошелъ я къ одной будкѣ, и закуривъ папироску, спросилъ у солдата, что онъ здѣсь дѣлаетъ?

— „Да ничего, — отвѣчалъ онъ: начальство велѣло, какъ идетъ поѣздъ, палкой честь отдавать, караулъ дѣлать, — только сорвется поѣздъ съ дороги, съ рельсовъ, — за хвостъ не удержишь.“ источник

 

Наглядная карта Европейской России 1903г.

 

«Нет ничего интереснее для городского жителя, как в праздничный день, проезжая мимо какого-нибудь селения, видеть деревенские веселости. Все тогда на улице: ребятишки в белых рубахах толпами прыгают и резвятся; прелестные девушки в красных сарафанах то рядами прогуливаются по селу и поют дышащие чистою любовью песни, то веселятся на качелях, то, составя кружок, под звон скорой русской песни3 резво пляшут; с ними разделяют веселье щеголливые крестьяне, умильно взглядывают на своих любезных и, будучи награждены благосклонною улыбкою, со всею живостью продолжают игры, а несчастные в любви, удаляясь под тень кудрявой липы, томно выражают в чувствительных песнях тоску огорченного сердца своего; недалеко оттуда пожилые крестьянки любуются на легкую резвость дочерей своих, между тем как румяные молодушки нежно переглядываются с мужьями, которые под навесом клети богатого старосты разговаривают с почтенными сединою старичками, – словом, все тогда веселятся, радуются от чистого сердца и многоразличными, но невинными шутками разгоняют свои годовые заботы и печали».  Глушков И. Ф. Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия исторические, географические и политические; с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест. 2-е изд., доп. СПб.: Тип. Имп. АН, 1802. С. 96–174.

Наглядная карта Европейской России [Карты] / сост. М. И. Томасиком, доп. и изд. кружком учителей под ред. В.В. Урусова. Уменьшенная репродукция карты 1903 г. (фрагмент) https://dlib.rsl.ru

 

 

ХОТИЛОВО

"Хотилово – многолюдный, хорошо выстроенный ям, в котором находится посредине главной улицы на квадратной площади каменная, изрядной архитектуры церковь с колокольнею и в особом месте деревянный императорский дворец". Глушков И. Ф. Ручной дорожник 1802 г.

Хотилово - село Бологовского района Тверской области. Находится в 18 км к югу от Бологого на шоссе Москва – Санкт- Петербург. В XIV-XV вв. деревня Хотилово была приписана к Коломенскому погосту и входила в состав Деревской пятины Новгородской земли. В 1560 г. по распоряжению Ивана III на почтовом тракте Москва – Новгород учреждались ямы (станции для смены лошадей и отдыха пассажиров). Для желающих служить ямщиком – «охотников» - нарезались ямские земли. Отсюда одна из версий происхождения названия «Хотилово». С XVI в. известно название Хотиловский Ям.

Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org

С основанием Санкт-Петербурга движение между Новгородом, Москвой и новой столицей чрезвычайно оживилось. Обслуживание тракта требовало большего внимания. В связи с этим по приказу Петра I Новгородскому губернатору Якову Брюсу от 1702 г. предписывалось «усилить Хотиловский ям против других ямов на тридцать вытей сполна», а монастырских крестьян Хотынского Новгородского монастыря перевести в государственные, закрепить за ямским ведомством и передать Хотиловскому Яму. Знаменательным для Хотилова оказался декабрь 1744 г. По дороге в Петербург великий князь и наследник престола Петр III заболел оспой и вынужден был задержаться в Хотилове более чем на месяц. Императрица Елизавета Петровна, присутствовавшая при наследнике, дала обещание построить в Хотилове церковь в знак благодарности за благополучное выздоровление. По личному распоряжению императрицы строительство церкви началось в 1745 г., а завершилось уже при Екатерине II. В 1763 г. проектирование и дальнейшее строительство было поручено архитектору Савве Чевакинскому (уроженцу села Вешки Новоторжского уезда) – автору проектов Морского госпиталя в Кронштадте, Шуваловского дворца и Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге. Архитектурным стилем был избран барокко. Освящение церкви Михаила Архангела произошло в 1783 г.

В XVIII-XIX вв. Хотилово было крупной почтовой станцией с торговыми лавками, трактирами, постоялыми дворами и даже Путевым дворцом, где останавливались на ночлег царствующие и княжеские особы. В 1842 г. в Хотилове открылась школа для крестьянских детей – первая в Валдайском уезде. В 1880-е гг. село было знаменито детским хором под руководством Н.М. Пряхина. История села в ХХ веке не изобилует событиями. В ходе коллективизации 1930-х гг. организован колхоз «Новый путиловец». В годы Великой Отечественной войны Хотилово находилось в прифронтовой зоне. Многие жители села воевали и не вернулись с фронта. В послевоенный период Хотилово стало благоустроенным селом с преуспевающим хозяйством, специализирующимся на растениеводстве и животноводстве. В настоящее время в селе (входит в состав Куженкинского сельского поселения) - центральная усадьба совхоза «Хотиловский», начальная школа, детский сад, Дом культуры, библиотека, магазин. Установлен памятник воинам противовоздушной обороны. В церкви Михаила Архангела, на внутренних стенах которой долгое время сохранялись остатки первозданных фресок, в 1990-х гг. произошел пожар.

Источник: http://xotilovo.ru

вернуться к карте

 

 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла