ОБРАЗ ПЕТРА I В ЛИТЕРАТУРЕ

1

 

В истории России Пётр I неоспоримо занимает выдающееся место. Время его царствования (1689 -1725), отмеченное широкими преобразованиями во всех сферах государственной жизни, явилось своеобразным рубежом, отделившим многовековую историю Древней Руси от последующего развития страны.

9 июня отмечается 350-летие со дня рождения первого российского императора. К этому знаменательному событию отдел обслуживания подготовил книжно-иллюстративную выставку «Пётр Великий в литературе, искусстве и общественно-исторической мысли».

  Книги, журнальные публикации, альбомы, видеофильмы, издания из редкого фонда библиотеки, представленные на выставке, показывают, как в литературе XVIII столетия осмыслялась роль великого реформатора в истории, как менялось это осмысление в исторической перспективе представителями различных поколений.

 

 

Предлагаем краткий обзор раздела «Пётр I в литературе»

Интерес к личности Петра I нашёл отражение в сочинениях, появившихся сразу после его смерти. Особое место по степени влияния на последующую литературу о нём имели панегирические тексты умного политика, искусного ритора, талантливого литератора Феофана Прокоповича, начиная с надгробной речи «Слово на погребение всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великаго, императора и самодержца всероссийскаго, отца отечества...», опубликованной в сборнике «Избранные труды».

Развитием традиции ораторской прозы Феофана Прокоповича в 50-е годы XVIII века явилось творчество М.В. Ломоносова. Преклонение перед титанической деятельностью Петра I, который был «строитель, плаватель в морях, в полях Герой», захватило Ломоносова, который воспевал его как основоположника новой России, прославляя её победы, открытия и свершения. Анализ темы «Пётр I в творчестве М.В. Ломоносова, его современников, предшественников и последователей» сделал В.П. Гребенюк в книге «Ломоносов и русская культура».

 Другая традиция художественно-публицистического осмысления фигуры Петра I формируется во второй половине XVIII столетия, когда обозначились негативные стороны его реформ. Эти изменения отразились во взглядах М.Н. Муравьёва, высказываниях княгини Е.Р. Дашковой, в сочинениях князя М.М. Щербатова , А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина. Сборник исторических эссе, мемуарных высказываний и политических заметок писателей, историков, общественных деятелей «Пётр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии» позволяет представить эволюцию отношения разных слоев русского общества к личности Петра I и его реформам.

 

Тема царя-реформатора получила разработку и в устной традиции. Стремление к сюжетной занимательности давало простор развитию повествовательных жанров. Исчерпывающее представление о роли фольклора в богатой литературе о Петре I дают сборник «Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях», книга «Исторический анекдот в русской литературе XVIII века. Анекдоты о Петре Великом» Е.К. Никаноровой, «Исторические песни» и другие.

Конец XVIII - первое десятилетие XIX века были эпохой больших исторических событий. Национальный подъём, порождённый Отечественной войной 1812 года, вызвал небывалый интерес к прошлому России. В художественной литературе всё чаще появляются произведения на исторические темы. Участник победоносной войны с Наполеоном И.И. Лажечников искал события, в которых с наибольшей яркостью и силой проявились бы черты русского национального характера, патриотический дух народа. В романе «Последний Новик» он описывает самое героическое событие - Северную войну, которая длилась 20 лет (1700- 1721), захватив почти всё время царствования Петра I. Перу В.П. Авенариуса, замечательного исторического беллетриста, принадлежит повесть «Меньшой потешный» о юном Петре и Александре Меншикове (1891), роман «Во львиной пасти» (1899) о годах основания Петром I новой столицы России.

Большую популярность имели также произведения Льва Жданова «Отрок -властелин: Историческая повесть из жизни Петра Великого» и роман-хроника «Белые дни Сибири» - увлекательное повествование о проблемах, вставших перед Петром I в налаживании управления огромными землями, простирающимися от Урала до Тихого океана.

Личность Петра I всю жизнь волновала воображение А.С. Пушкина. Образ монарха-реформатора, известный по художественным произведениям («Медный всадник», «Полтава», «Стансы», «Моя родословная», «Арап Петра Великого»), дополняется в творчестве Пушкина научно-исторической прозой, публицистикой, конспектами, анекдотами, записями бесед поэта с современниками. Эти материалы опубликованы в книге «История Петра».

Перенесёмся в XX век. В 1905 году вышел роман писателя, философа, публициста, великолепного знатока истории Д.С. Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей», ставший третьей частью трилогии «Христос и Антихрист». Пётр I изображён в романе «воплощённым антихристом» (Александр Мень).

В 1918 году был опубликован рассказ А.Н. Толстого «День Петра». В нём он, вслед за Мережковским, развенчивает большинство мифов, сформированных ранее официальной традицией. Оправдание преобразований благом народа отрицается их ближайшим результатом -смертями, болезнями, пытками, отсутствием понимания петровского «дела» и признанием его бесполезности. Над петровской темой А.Н. Толстой работал почти два десятилетия: в 1928 году была написана пьеса «На дыбе», в 1929 - 1944 - роман «Пётр Первый». Более подробные сведения об этих произведениях пытливый читатель найдёт в сборнике статей «Алексей Толстой: Диалоги со временем».

Повесть известного писателя Ю.Н. Тынянова «Восковая персона», впервые опубликованная в журнале «Звезда» в 1931 году, рассказывает о последних днях Петра I и о снятии его посмертной маски («восковой персоны»). Написанная стилизованным языком, она хорошо воссоздает атмосферу того тяжёлого времени.

Интерес М.А. Булгакова к фигуре Петра I, возникший у него ещё в юношеские годы под влиянием романа П.Р. Фурмана «Саардамский плотник» (1849), не ослабевал на протяжении десятилетий и получил осмысление в либретто оперы «Пётр Великий» (1937). Либретто было написано соавторстве с Б. Асафьевым, автором выдающихся музыкальных произведений из героического прошлого нашей страны. В совместном труде художников воплотилась «и русская душевная боль, и русское, до всего мира чуткое сердце, и русская философия жизни и смерти» (Б. Асафьев). При жизни Булгакова опера не ставилась, либретто не было опубликовано, впервые напечатано в журнале «Советская музыка» в 1988 году.

Знаменитая эпопея «Россия молодая» (1952) популярного писателя, драматурга, киносценариста Ю.П. Германа посвящена преобразованиям российского государства на рубеже XVII - XVIII веков, в кровавую, жестокую и славную эпоху - «когда Россия молодая мужала гением Петра», освобождению русских земель по берегам Балтийского моря, обороне и укреплению северного порта Архангельск.

Один из последних романов классика отечественной литературы Д.А. Гранина «Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М.», вышедший в 2000 году, написан на интереснейшим историческом материале, малоизвестном широкой читательской аудитории. Устремлённый к великой цели, свершающий судьбоносные для страны деяния, Пётр I представлен глобальной, европейского масштаба фигурой, но писатель исследует и душевные качества Петра I, осмысливает переломные моменты его духовной жизни, раскрывает драматические страницы семейной и любовной биографии.

Антология «Пётр Великий» (2020), подготовленная к изданию известным филологом И.Н. Сухих, представляет широкий диапазон оценок, образов и ликов Петра I - от благоговейного поклонения до стойкого неприятия. В сборник включены тексты Феофана Прокоповича, А.К. Нартова, исторические и философские исследования Н.М. Карамзина, М.П. Погодина, В.О. Ключевского, Н.А. Бердяева, фрагменты из произведений Д.С. Мережковского, АН. Толстого, поэмы и стихотворения А.С. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, Саши Чёрного, Д. Самойлова и других авторов.

Великий преобразователь России в своей кипучей и разносторонней деятельности «неоднократно искрестил вдоль и поперёк всю широкую матушку Русь». Несколько раз он проезжал через Тверь. Более подробно об этом можно прочитать в книгах дореволюционных авторов: Д.И. Карманова «Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края», В.И. Колосова «Петр Великий в Твери» и современных тверских краеведов: А.Д. Виноградова, Е.А. Виноградовой «Тверь. Легенды и были», Б.А. Ершова и В.Б. Финкельштейна «Тверь и тверитяне» и других.

 

 

Обзор

\\\\\\\\\\\\

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла