Образ Петра I в искусстве
Изобразительное искусство стремилось выразить отношение к личности Петра-реформатора в самых разных жанрах: от традиционного в XVIII веке парадного портрета и монументальной скульптуры до театрально-условной живописи рубежа XIX–XX века.
Каким видели художники императора и как отразили его деяния в разные периоды его жизни широко представлено в художественных альбомах, книгах и журнальных публикациях.
Именно при Петре I в России стала развиваться светская живопись, на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле.
В первой четверти XVIII века сформировалось новое мировоззрение и новое представление о ценности человека, сознательного участника коренных преобразований в стране.
Наиболее яркое воплощение новые тенденции нашли в творчестве одного из первых русских художников европейского уровня Ивана Никитича Никитина, любимого художника Петра I, и художника-миниатюриста Григория Семёновича Мусикийского.
Никитиным был написан круглый портрет Петра I, хранящийся в Государственном Русском музее. Долгое время этот портрет не имел автора. Работу относили к кисти разных художников. Лишь в 1973 году в результате технико-технологических исследований было доказано авторство Никитина.
В 1725 году художником была написана другая известная картина «Пётр I на смертном ложе».
Целую галерею миниатюрных портретов самого Петра и членов его семьи написал Григорий Семёнович Мусикийский. Его изображения оригинальные и красочные, передают дух того времени в ярком, приподнятом настроении. Работы этих и других художников первой четверти XVIII века представлены в книге «Первые художники Петербурга».
Личность Петра Великого привлекала внимание и зарубежных живописцев.
Образ Петра — монарха-воина, победителя запечатлён на портретах французских художников Луи Каравака и Жана-Марка Натье. Этот аспект личности императора играл значительную роль в петровской иконографии на протяжении всего царствования.
Немецкий художник Иоганн Готфрид Таннауэр, живший в России до 1737 года, создал целую галерею портретов Петра Великого. В 1710-х годах он написал по заказу Петра профильный портрет императора в латах с орденской лентой Святого Андрея Первозванного. Известно семь вариантов этого портрета в разных музейных собраниях. Один из них хранится в «Кусково», в имении Шереметевых в Москве.
Одним из первых в Европе портрет самодержца-просветителя создал венецианский аббат-эрудит Антонио Катифоро. Антонио Катифоро интересовался Петром и Российской империей не случайно. О благосклонности Катифоро к России и Петру I рассказывается в статье М. Талалая «Российская империя: взгляд из Венеции» в журнале «Мир музея». (Мир музея. – 2021. – № 8. – С. 34–36.)
В 2004 году аукционный дом «Сотбис» в Великобритании выставил на торги картину немецкого живописца-миниатюриста конца XVIII – начала XIX века Питера Эдварда Строли «Пётр Великий встречается со своей возлюбленной». Русская тема в творчестве Строли появилась не случайно: два века назад он работал в России, куда приезжал, вероятно, по приглашению Павла I в 1797 году. В статье Андрея Юрьевича Епатко в «Московском журнале» описан сюжет этой картины в связи с исключительной ролью героини – это будущая жена Петра I, императрица Екатерина I, в заключении Прусского мира. (Московский журнал. История государства Российского. – 2014. – № 11. – С. 32–36.)
Всемирно известно полотно русского художника Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала одним из первых (если не первым) примеров новаторского образа Петра I в русском изобразительном искусстве.
До появления картины Ге, в конце 1850-х–1860-х годов, Пётр Великий был в основном героем либо историко-батальных сцен, либо исторических портретов.
В царствование Александра II сформировался более критический подход к изучению XVIII столетия в целом и к фигуре Петра I в частности; появлялись публикации архивных документов, составляющих прежде предмет неофициальной русской историографии, которые стали привлекать внимание отечественных художников. Причиной повышенного интереса общественности к личности Петра послужили и предстоящие юбилейные торжества в честь 200-летия со дня рождения императора.
Художник в это время вернулся из Италии. Ему казалось, что все происходящее вокруг носило отпечаток петровских реформ. У него возникла ассоциация периода «Великих реформ» с петровскими преобразованиями.
Картину Ге готовил специально к первой выставке передвижников в 1871 году. Коллекционер картин Павел Третьяков купил её ещё до экспозиции.
Картина имела колоссальный успех и вызвала громкий общественный резонанс. Художник затронул болезненный вопрос: оправдано ли сыноубийство ради модернизации государства?
Полотно и полемика вокруг него, как и исторические публикации того времени, положили начало образу Петровской эпохи как трагического, кризисного периода, который закрепился в русском искусстве и литературе в 1880-е годы.
В статье Марии Чукчеевой «Картина Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»: исторические источники и восприятие современников» эта картина рассмотрена в контексте исторических дискуссий и общественных представлений о Петровской эпохе в пореформенный период. (Искусствознание. – 2021. – № 2. – С. 172–201).
Искусство рубежа столетий отмечено разнообразием стилевых тенденций. В воссоздании петровского времени и образа царя для этого периода характерно стремление к менее «эпохальным» и более человеческим пропорциям.
Выдающемуся русскому живописцу, признанному мастеру психологического портрета, ученику Ильи Репина Валентину Серову прекрасно удавалось передавать на холсте психологические особенности каждого человека.
Подлинной глубины и самобытности в исторической живописи Серов достигает после 1905 года, когда он всерьез погружается в эпоху Петра I – эпоху решительных преобразований России. До конца дней своих Серов уже не мог расстаться с образом царя-реформатора. Он перепробовал разные сюжеты, но не один из них не был доведен до конца. Серов прославился картиной «Пётр I», написанной в 1907 г. Эта единственная картина, в которой его идея проявилась ярко и закончено.
Достойны внимания также работы Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, А. Е. Бенуа, А. П. Рябушкина и других художников конца XIX–XX века.
С произведениями В. А. Серова, а также В. И. Сурикова, И. К. Айвазовского, Н. Н. Ге, А. П. Рябушкина можно ознакомиться в художественных альбомах. Их творения являются лучшими образцами русской исторической живописи.
Во время первого пребывания в Голландии Пётр, поступивший на работу на корабельную верфь, пользовался необыкновенным вниманием как у представителей высших сословий, так и у простого народа. Это повышенное внимание к его персоне было для него в тягость. Портретировался он только потому, что нужно было дарить портреты по дипломатической необходимости. Его образ в европейском портретизме того времени настолько разнообразный, что порой даже неузнаваемый.
За границей Петра гравировали и литографировали для книг, выпускали отдельными листами. В XIX веке в этом особенно преуспела Франция. Распространение получил образ в костюме, сочетавшем кирасу воина и «оплечье» с меховой отделкой и драгоценными камнями. Другой крайностью стали образы русского императора как путешественника, искателя приключений, подвигов, славы — какими были французские мушкетёры. Самыми популярными в XIX в. явились три портрета: один из них был написан английским придворным художником Г. Неллером (Кнеллер), другой – в Голландии К. Моором, а третий во Франции П. Деларошем. Эти три портрета эмоциональны, на них представлен деятельный, серьезный и решительный правитель.
Среди деяний Петра I в первую очередь изображали Полтавскую битву, битву при Гангуте, сюжет заключения Ништадтского мира и другие. В статье «Образ императора Петра Великого в печатной графике» в книге «Пётр Великий – патриот и реформатор» А. Половцова представлен образ императора в европейском портретизме.
Весь мир знает Михаила Васильевича Ломоносова, гениального учёного-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны.
Ломоносов возродил её древнерусские корни и стал основоположником этого жанра в современной интерпретации. Три года понадобилось учёному, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской.
До наших дней сохранилось крупномасштабное мозаичное произведение «Полтавская баталия», завершенное М. В. Ломоносовым поздней осенью 1764 года, украшающее Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Эта грандиознейшая мозаика собрана из одного миллиона тридцати тысяч кубиков смальты.
Глубокие преобразования в общественной жизни России в Петровскую эпоху коснулись и музыкального искусства. Громкие победы Петра прославлялись в духовных и светских песнопениях.
После крупной победы Петра в Азовском походе 1696 года возник новый жанр приветственного панегирического канта (от латинского саntus – пение). Канты создавались по определенному поводу, часто содержали в тексте указание на событие, которому они были посвящены.
Обширный цикл кантов посвящен Полтавской битве, ознаменовавшей решающий перелом в затяжной войне со Швецией. В них прославляется не только Пётр, но и его наиболее отличившиеся военачальники Меньшиков и Шереметев.
Известна солдатская песня о Полтавской битве, сочиненная ярославским крестьянином Иваном Евстратовичем Молчановым (1809–1881). Молчанов служил песенником в разных хорах. Позже основал свой хор, пользовавшийся большой известностью. Он много сделал для популяризации народной песни. Одна из них «Было дело под Полтавой» опубликована в журнале «Родина». (Родина. – 2009. – № 7)
О рукописном наследии певчих дъяков петровской эпохи рассказывается в статьях Натальи Плотниковой «Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие» в журнале «Музыкальная академия» (Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 28–37.) и «Благодарственные службы в честь военных побед Петра Первого: из наследия государевых певчих дьяков» в журнале «Старинная музыка». (Старинная музыка. – 2021. – № 4. – С. 23–29.)
Авторами хвалебных песен, воспевавших военные победы Петра, по-видимому, являлись профессора и студенты Московской духовной академии, на которых возлагалась подготовка торжеств.
Многие известные литературные произведения о Петре I были экранизированы.
Впервые короткометражный фильм о Петре I появился в 1909 году. В номере российского «Кине-журнала» за 1910 год писали, что «Пётр Великий» фирмы «Братья Пате» прошёл в небывалом до сих пор в России тираже. Это первая картина на русском рынке из русской жизни, побившая рекорд успеха качеством и количеством. Фильм сохранился не полностью, без надписей.
Шедевром советского кинематографа стал двухсерийный фильм «Пётр Первый». Фильм не являлся экранизацией известного романа А. Н. Толстого: для него был написан новый сценарий.
На роль Петра I был утвержден актёр театра и кино, позже Народный артист СССР Николай Симонов.
Симонов погрузился в изучение указов, решений сената, служебной переписки, личных писем царя и других исторических источников.
При работе над пластическим рисунком роли актёру помогли пушкинские строки из «Полтавы»:
...Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Замечательную музыку для фильма написал Владимир Владимирович Щербачёв.
В 1980 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Юность Петра» выдающегося советского режиссера Сергея Герасимова, созданный на основе исторического романа «Пётр Первый» А. Н. Толстого.
А в 1997 году был экранизирован роман Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей» под названием «Царевич Алексей».
Память о великом императоре хранят многие знаменитые монументы, оставившие заметный след в искусстве, памятники в Петербурге, определившие облик великого города, созданного Петром, и ставшие его символами, а также статуи в разных уголках России и за рубежом.
«Медный всадник» на Сенатской площади, конная статуя Этьена Фальконе, получившая своё название благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина; конная статуя перед Михайловским замком Б. К. Растрелли; бронзовая сидячая скульптура в Петропавловской крепости М. М. Шемякина (в работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная Растрелли в 1719 году); памятник рядом с современным зданием гостиницы «Прибалтийская» З. К. Церетели относятся на сегодняшний день к одним из самых известных петербургских скульптур Петру Великому.
С историей создания и открытия этих памятников знакомит статья Юлия Кульпина «О скульптурных образах Петра Великого в истории и современности Петербурга». (Декоративное искусство. – 2007. – № 1. – С. 1–5.)
Отдельного внимания заслуживает памятник «Медный всадник» работы Э. Фальконе. Он представляет собой одно из блестящих достижений мирового искусства. Свое видение этого монумента раскрыто в статье Е. М. Дьяковой «Медный всадник». (Русская история. – 2010. – № 5/6. – С. 3–7.)
Памятники Петру I можно увидеть в Архангельске, Кронштадте, Воронеже, Таганроге, где скульптуру установили на пожертвования горожан (свои деньги вложил и писатель А. П. Чехов). В Москве самым известным монументом является скульптура работы З. Церетели. За рубежом – статуя Петра в лондонском районе Детфорд. Она была установлена в память о пребывании русского императора в Англии в конце XVII века. Известен памятник «Царь-плотник» в Нидерландах. Памятник Петру I и его ближайшему сподвижнику, гидростроителю, создателю Вышневолоцкой водной системы М. Сердюкову можно увидеть в Вышнем Волочке.
Открыты мемориальные дома-музеи Петра I в Петербурге – в Домике Петра I на территории Летнего сада, где в начале XVIII в. произошло становление российской государственности. (Домик Петра I – первоначальный дворец и первый в России мемориальный музей. Именно он по указу Петра I от 1721 года должен был быть сохранен для последующих поколений). В Москве можно посетить Домик Петра I в музее-заповеднике «Коломенское». Домик Петра I есть в Архангельске; в Таллине – музей в парке Кадриорг, в здании, где Пётр I останавливался 11 раз во время Северной войны со Швецией; в Переславле-Залесском – музей «Ботик Петра I»; в Вологде – музей в селе Веськово и др.
Обзор
\\\\\\\\\\\