Окна РОСТА

 

ОКНА РОСТА

СОВЕТСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ

 

j,Великая октябрьская социалистическая революция встретила ожесточенное сопротивление старого мир. В боях на фронтах гражданской войны, в голоде и разрухе рождалась новая власть. В трудное время для молодой Советской Республики время, пропаганда и агитация имели исключительное значение. Особую роль в агитационной работе играло тогда Российское Телеграфное агентство (РОСТА).

В условиях разрухи, когда большинство печатных станков бездействовало, газет не хватало, да и выходили они нерегулярно. То же можно сказать и о плакатах, выпускавшихся часто с большим опозданием. Быстроты ради многое приходилось делать вручную. Призывы партии, постановления правительства, телеграфные известия с фронтов в виде больших рукописных плакатов вывешивались на улице ещё до выхода газет. Работающий в московском отделение РОСТА художник М. Черемных предложил сопровождать текст серией рисунков, что делало плакат более привлекательным и доходчивым. В образной форме рисунки разъясняли трудящимся декреты Советской власти, разоблачали и высмеивали врагов революции. В свою очередь изменился и текст – это теперь уже не строка сообщения, а её литературный парафраз.

Новые сатирические плакаты выставлялись в витринах пустовавших тогда магазинов, что стало причиной возникновения этого необычного названия. «Окна РОСТА». Потом, когда плакаты получили признания, их выставляли и в окнах читальных залов, и прямо на улицах и площадях, на вокзалах и фронтовых агитпунктах, но название «Окна» так и утвердилось за ними.

Идея М. Черемных увлекла В. Маяковского, который пришёл в РОСТА сразу, как только увидел первое «Окно», появившееся в конце августа - начале сентября 1919 года. Поэт революции быстро оценил агитационные возможности нового решения и принял в работе самое активное участие. Следом за Маяковским в РОСТА пришел художник И. Малютин.

Черемных, Маяковский и Малютин образовали ядро плакатного отдела РОСТА, вокруг них быстро сложился дружеский коллектив художников, поэтов, журналистов.

Работать приходилось в труднейших условиях. «Вспоминаю- отдыха не было,- писал позднее Маяковский. – Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии выедающей дымом буржуйки) мастерской РОСТА.

Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову ложась спать полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься, и, проспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова. С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией.

По часам Сухаревки, видневшейся из окна, мы вдруг втроем бросались на бумагу, состязались в быстроте наброска, вызывая удивление Джона Рида, Голичера и других заезжих осматривающих нам иностранных товарищей и путешественников. От нас требовалась машинная быстрота: бывало телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут, час уже висело по улице красочным плакатом.

3«Красочным» - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты, требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей о победе зависело количество новых бойцов. И эта часть общей агитации поднимала фронт».

«Окна РОСТА» быстро завоевали популярность и каждый новый плакат собирал толпы заинтересованных зрителей. Тиражирование плакатов простым копированием, как до этого делалось на первых порах становилось явно недостаточным, и тогда был применен трафарет, с помощью которого удалось выпускать до 300 экземпляров.

«Окна РОСТА» стали распространяться по стране, если сначала Москва рассылала экземпляры-образцы, и трафареты, то уже вскоре самостоятельные плакатные отделы возникли на Украине, на Урале, в Белоруссии. В Крыму, Киргизии и Чувашии. Вокруг крупных отделений быстро возникали более мелкие и, по воспоминаниям М. Черемных, уже к концу 1922 года количество самостоятельных плакатных отделов РОСТА доходило до сорока семи. «Окна» выпускались фронтовыми агитпунктами и даже в некоторых селах.

Раньше, чем в других городах начался выпуск «Окон РОСТА» в Петрограде, где плакатный отдел был организован художником В. Козлинским. «Окна», написанные клеевыми красками и гуашью, копировались вручную. Одновременно с рисованными от руки выпускались также и плакаты, исполненные в технике линогравюры и раскрашенные анилиновыми красками. Они печатались в графических мастерских Академии художеств, которыми заведовал в то время В. Козлинский, создавший сам немало интересных плакатов. 

В. Маяковский, И.Малютин, М.Черемных
Фотография 1919 г.

Работа плакатного отдела петроградского РОСТА была предметом постоянного внимания Маяковского в этом отношении характерна история плаката «Работать надо- винтовка рядом», созданного после разгрома кронштадтского мятежа в апреле-мае 1921 года. В тот момент, когда рисунок плаката был подготовлен к печати, в отделение пришел Маяковский, забраковал текст «Штык в землю – в руку пилу» и сразу же предложил свой вариант: «Работать надо, винтовка рядом». Политически более верный текст Маяковского соответствовал сложности обстановке на мировой арене – тогда было ещё преждевременно опускать штык в землю. С текстом Маяковского плакат и был опубликован.

Плакатное творчество В. Лебедева характеризуется стремлением к созданию обобщенных образов – победившего пролетариата, союза рабочего и крестьянства, апофеоза труда. Олицетворением героики революции стала такая его работа как «Красноармеец и матрос» Неизгладимое впечатление производит на зрителя четкий ритм движения двух крепко спаянных фигур, подлинная монументальность образа.

Сознательное обращение художников «Окон РОСТА» к обобщенной и плоскостной трактовке изображаемого, объясняется применением трафарета. Между тем большую роль в формировании стиля рисунка «Окон» сыграло и то обстоятельство, что художники должны были работать очень быстро. Необходимость находить в плакате четкие композиционные решения и точный образ эквивалент политической идее требовала от создателей «Окон РОСТА» находчивости, смелости и таланта.

Среди участников выпуска «Окон» ныне называют известных писателей, живописцев, графиков и скульпторов. Это Ю. Олеша и Э. Багрицкий, А. Дейнека и Н, Купреянов, С. Телингатер и В. Ермилов, С. Лебедева и Н. Кочергин, С. Городецкий и В. Хлебников и многие другие, чьи имена вошли в историю советской литературы, плаката, журнальной и книжной графики, живописи и скульптуры.

За три года своего существования «Окна РОСТА» оставили неизгладимый след в истории советского искусства и все очевиднее становятся традиционные связи советского плаката, журнальной и книжной графики с «Окнами РОСТА». Идея которых оказалась жизнеспособной, и в годы Великой Отечественной войны они возродились как «Окна ТАСС». 

По материалам статьи А.В. Чистяковой Окна сатиры РОСТА
Советский политический плакат Издательство "Аврора" Ленинград 1981г.
 

 

Лист № 1

1I. Красноармеец, отнимем у буржуазии...

Красноармеец, отнимем у буржуазии последнюю соломинку, и она пойдет на дно*.
___* (На рисунке: "соломинка" в виде надписи - "Харьков"; за нее цепляется со всех сторон тонущая буржуазия).

II. Мда!

Мда! Придется мириться*. ___* (Ллойд-Джордж чешет затылок, глядя на жалкую фигурку битого белогвардейского генерала, приковылявшего к нему на костылях).

III. Железо куй... (Советская азбука).

Железо куй, пока горячее, жалеть о прошлом дело рачье* ___* (Буква-заставка "Ж" из "Советской азбуки" изображена с помощью серпа, молота и лавровой ветви). Советская азбука.

IV. Эй, Вильсон, кашу заварил... Из газет: "По слухам, Америка не хочет принимать участие в обсуждении русского вопроса". Эй, Вильсон, кашу заварил,а расхлебывать ее не желаешь? *___* (От котла с кашей ("русский вопрос") убегает главный кашевар – Вильсон).

 

Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ, в которой содержатся небольшие разночтения, возникшие, очевидно, в результате описок шрифтовиков. Рис. В. В. Маяковского.

Последняя часть "окна" является откликом на выход представителя США из состава "Верховного союзного совета" - собрания глав правительств стран Антанты. В конце 1919 года в связи с поражением белогвардейских ставленников Антанты и ростом протеста рабочих на западе так называемый "русский вопрос" вновь становится предметом обсуждения "Верховного союзного совета", а точнее, представителей Англии и Франции, оставшихся фактически в нем.

 

 

Лист №2

#2

 

1. Если белогвардейщину не добьем совсем,

2. Белогвардейщина снова встанет на ноги.

3. Если пана добьем и сложим руки,

4. Руку к рабочему протянет Врангель.

5. Пока не укрепится красное знамя,-

6. Винтовка не может быть брошена нами.

Если белогвардейщину не добьем совсем... Роста № 149. Июль. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ. Рис. В. В. Маяковского.

Отклик на беседу И. В. Сталина с сотрудниками "Правды" о положении на польском фронте ("Правда", 1920, 11 июля).

«11 июля была опубликована беседа Сталина с сотрудником «Правды», во время которой Сталин также говорил о нависшей опасности: «Нужно помнить: пока Врангель имеет возможность угрожать нашим тылам, наши фронты будут хромать на обе ноги, наши успехи не могут быть прочными. Только с ликвидацией Врангеля можно считать нашу победу над польскими панами обеспеченной».

Несмотря на то что в ходе первого наступления на позиции Врангеля в июне – июле 1920 года Красной Армии не удалось выбить противника из Северной Таврии, угроза соединения врангелевцев с поляками была сорвана. Этому способствовало быстрое отступление поляков на запад под натиском Красной Армии. В июне – июле Красная Армия освободила западные области Украины и Белоруссии. 14 июля она заняла Вильно, а 19 июля форсировала Неман и продолжила наступление на землях коренного польского населения».

Емельянов Юрий Васильевич
Сталин. Путь к власти

 

 

 

Лист №3

3

1. Дело красноармейцев драться.

2. Наше дело красноармейцев одеть.

3. Наше дело красноармейцев накормить.

4. Наше дело за молот браться.

Дело красноармейцев драться. Роста № 337. Сентябрь. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ, трафаретные оттиски - ЦГАЛИ, ЦГАОР. Рис. В. В. Маяковского.

Опубликовано впервые в сб. "Грозный смех"* (1938).

____*16 декабря 1929 года В. В. Маяковский сдал в Госиздат рукопись сборника "Грозный смех"
и предисловие к нему под названием "Прошу слова...". Подготовка сборника шла одновременно с подготовкой выставки "Окна сатиры РОСТА", которая открывалась в Государственной Третьяковской галерее.
И то, и другое приурочено было к десятилетней годовщине со времени появления первых "окон сатиры". В это же время Маяковский был занят подготовкой выставки "20 лет работы", в экспозиции которой большое место отводится им "Окнам сатиры РОСТА".

Сборник, в самом названии которого содержалась главная суть и меткая оценка ростинских сатирических плакатов, и предисловие к нему как бы подводили итог предшествующим публикациям Маяковского на ту же тему. Многие положения статьи "Прошу слова..." перекликаются с ранее написанными статьями "Революционный плакат" (1923), "Собирайте историю" (1923), "Только не воспоминания..." (1927). В сборник вошло 90 текстов "окон" и репродукции к некоторым из них.

При жизни Маяковского издание сборника "Грозный смех" не состоялось. Вышел он лишь в 1932 году.

 

 

 

 

Лист №4

4

 

1. Товарищи!

Идите так на оборону*,

2. если так не хотите помогать барону.

3. Ты хочешь работать, а не драться?

4. Хочешь?!

   Значит, надо белогвардейцев разбить стараться**.

_____* (На рисунке: под лозунгом: "Помогай добровольно" - руки, отдающие одежду и хлеб.)

_____* (На рисунке: палец указывает на новых врагов: Петлюру и Балаховича*.)

Товарищи! Идите так на оборону... Роста № 535. Ноябрь. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ, трафаретные оттиски - ЦГАЛИ, ЦГАОР. Рис. В. В. Маяковского.  Опубликовано впервые в сб. "Грозный смех" (1932).

Несмотря на перемирие, Польша продолжала поддерживать белые банды Петлюры и Булак-Балаховича, орудовавшие на Украине и в Белоруссии. Об этом писали в передовые «Известия» (1920, 11 ноября). Об этом говорит рис. 4 "окна". Вместе с тем "окно" продолжало агитировать за помощь фронту одеждой, продовольствием, за скорейшее восстановление промышленности.

____*Балахович (Булак-Балахович) — бывший офицер, главарь белогвардейских банд, формировавшихся в основном из кулаков. Действовал главным образом в Белоруссии. Во время перемирия с Польшей его отряд, вместе с отрядом Савинкова, соединился с Петлюрой, но был разбит и отступил в Польшу, откуда продолжал совершать налеты на советскую территорию
и чинить зверства над мирным населением.

 

 

 

Лист №5

5

 

1. Антанта признавала то эту*, 

2. то эту власть**. 

3. Крошили власть красноармейцы, даже не давши

  попировать всласть***. 

4. Ищет Антанта для признания власти прочнее прочей,-

  признавай,- не найдешь прочней рабочей.

_____* (На рисунке: Деникин).

_____** (На рисунке: Врангель).

_____*** (На рисунке: красноармейская винтовка бьет по головам Деникина и Врангеля).

Антанта признавала то эту, то эту власть... Роста № 557. Ноябрь. Оригинал-ЦГАЛИ, фотографии - ГЛМ, трафаретные оттиски - ЦГАЛИ, ЦГАОР. Рис. В. В. Маяковского.

В передовой "Правды", посвященной разгрому Врангеля, писалось о крушении последних планов Антанты, особенно Франции: "Франции придется поторопиться с признанием Балаховича и потом Савинкова*, а то, пожалуй, не успеть до их "ликвидации" (1920, 16 ноября). Савинков в ноябре 1920 года, активно поддерживая Врангеля, сколачивал одновременно на Украине "правительство" для Петлюры. "Самостийный" Петлюра являлся ширмой, которая позволяла белой Польше вести военные действия против Советской России и после заключения мира.

____*Борис Викторович Савинков — русский революционер, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров. Участник Белого движения, писатель.

 

 

Лист №6

6

1. Мы добили русских белогвардейцев.
Этого мало:

2. еще живет чудовище мирового капитала.

3. Значит, нужна еще Армия Красная.

4. Значит, и помогать ей нужно,- дело ясное.

Помни о дне красной казармы! 1) Мы добили русских белогвардейцев. Роста № 729. Декабрь. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ, трафаретные оттиски - ЦГАЛИ, ЦГАОР.
Рис. В. В. Маяковского.

Это и следующие четыре "окна" выпущены в связи с проведением всероссийского воскресника "День красной казармы". Письмо ЦК РКП(б) о проведении воскресника было опубликовано в "Известиях" 15 декабря 1920 года. О всемерном укреплении Красной Армии и поддержании ее боевой готовности в условиях новой "передышки" В. И. Ленин говорил на Московской губернской конференции РКП(б) 21 ноября 1920 года: "Мы сейчас также не позволяем себе увлекаться и отрицать возможность военного вмешательства в наши дела капиталистических стран в будущем. Поддерживать нашу боевую готовность нам необходимо" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 22).

«ДЕНЬ КРАСНОЙ КАЗАРМЫ – этот Всероссийский воскресник по улучшению бытовых и жилищных условий Красной Армии и обеспечению семей честных красноармейцев должен стать толчком к массовому вовлечению всех слоев трудящихся в дело устроения казарменной жизни наших славных борцов на более лучших началах».

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВЕСТНИК
Орган Советов и УКОМПАРТА Р.К.П. Веневского уезда

№1 (551), Суббота 15 января 1921 г.

 

 

 

Лист №7

7Политике мы научились: с этого пути уже не собьешь.
А нашей политикой теперь должно быть
творческое хозяйственное строительство.

Ленин.

1. Политике сам научился и других научил рабочий народ.

2. Теперь России пальца не клади в рот.

3. Но много других незачиненных дыр.

4. Агрономы, инженеры, к нам в ряды!

 

Политике сам научился и других научил рабочий народ. Роста №741. Декабрь. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ, трафаретный оттиск - ЦГАОР. Рис. В. В. Маяковского.

«… На трибуне Всероссийских съездов будут впредь появляться не только политики и администраторы, но и инженеры и агрономы. Это начало самой счастливой эпохи, когда политики будет становиться все меньше и меньше, о политике будут говорить реже и не так длинно, а больше будут говорить инженеры и агрономы. Чтобы настоящим образом перейти к делу хозяйственного строительства, надо этот обычай начать с Всероссийского съезда Советов и провести сверху донизу по всем Советам и организациям, по всем газетам, по всем органам пропаганды и агитации, по всем учреждениям». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 156 ).

Эпиграфом "окна" взята не точная цитата, а пересказ из доклада В. И. Ленина 22 декабря на VIII Всероссийском съезде Советов: "Политике мы, несомненно, научились, здесь нас не собьешь, тут у нас база имеется. А с хозяйством дело обстоит плохо. Самая лучшая политика отныне - поменьше политики. Двигайте больше инженеров и агрономов, у них учитесь, их работу проверяйте, превращайте съезды и совещания не в органы митингования, а в органы проверки хозяйственных успехов, в органы, где мы могли бы настоящим образом учиться хозяйственному строительству" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 156 -157).

 

 

 

Лист №8

 8

Вопрос об электрификации поставлен в порядке дня съезда.
Мы при крупном переломе: на трибуне всероссийских съездов
будут появляться не только политики, но и инженеры.

Из речи товарища Ленина на 8 Съезде.

1. Мы зажгли над миром истину эту*

2. Эта истина разнеслась по всему свету**.

3. Теперь нам нужны огни эти***.

4. Пусть этот огонь Россию осветит! ****

_____* (На рисунке: рука с горящим факелом. В языках пламени надпись: «Коммуна").

_____** (На рисунке: земной шар, обвитый лентой с надписью: "Вся власть Советам!").

_____*** (На рисунке: рабочий поднимает в руках электрические лампы).

_____**** (На рисунке: крестьянин радуется электрическому освещению улицы).

Мы зажгли над миром истину эту. Роста № 742. Декабрь. Оригинал - ЦГАЛИ, фотография - ГЛМ.
Рис. В. В. Маяковского.

Это "окно", как и "окна" №№ 740, 741, 743, является оперативным откликом Маяковского на доклад В. И. Ленина на VIII Всероссийском съезде Советов. Очевидно, "окна" делались сразу же после прослушивания доклада до публикации его в печати. Поэтому эпиграфом берутся не точные цитаты, а сокращенный пересказ тех или иных положений и мыслей, содержавшихся в докладе. Эпиграф к данному "окну" соответствует следующему месту из доклада: "Я остановлюсь... на вопросе об электрификации, который поставлен в порядок дня съезда, как особый вопрос, и вам предстоит выслушать доклад по этому вопросу. Я думаю, что мы здесь присутствуем при весьма крупном переломе, который во всяком случае свидетельствует о начале больших успехов Советской власти.
На трибуне Всероссийских съездов будут впредь появляться не только политики и администраторы, но и инженеры и агрономы" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 156).

 

 

Лист №9

9 1. Горняк, ты боролся за революцию на фронте военном,

2. был примером в революционной борьбе.

3. Теперь фронт другой*.

4. Надо и здесь быть примером тебе**.

_____*(На рисунке: полуразрушенное и заколоченное здание завода.)

_____** (На рисунке: забойщик отбивает уголь.)

Горняк, ты боролся... Роста № 905. Январь. Оригинал - ГММ, трафаретные оттиски - ЦГАЛИ, ГБЛ, ЦГАОР. Рис. М. М. Черемных*.

_____*Михаил Михайлович Черемных (1890 – 1962) – известный советский график, карикатурист, мастер плаката и книжный иллюстратор. Учился рисовать под руководством советского живописца Семёна Марковича Прохорова. С 1911 по 1917 учился в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества» в мастерских Константина Алексеевича Коровина и Сергея Васильевича Малютина.

На протяжении своей жизни художник сотрудничал со многими известными советскими журналами и газетами: «Крокодил», «Безбожник у станка», «Смехач». Народный художник РСФСР (1952). Лауреат Государственной премии (1942). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). Действительный член АХ СССР (1958). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

В 1919 г. Михаил Черемных, принимавший участие в выпуске печатной стенной газеты Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС), предложил создать сатирический журнал-плакат с рисунками и стихами на актуальные политические темы и вывешивать его в витринах магазинов.

 

 

Лист №10

10

1.Пахали сохой - запашем трактором.

Раскрасневшись будто рак, землю пашешь так-то

2. Ты б её пахал вот так, — оседлавши трактор.

1921, февраль. Текст В. Маяковского, рис. Черемных. Окно Главполитпросвета, №43.

Выпущены между 9 февраля и 9 марта 1921 г. 14 декабря 1920г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об укреплении и развитии сельского хозяйства, внесенный затем на рассмотрение VIII Всероссийского съезда Советов. Декретом вменялось в обязанность всем земледельцам "производить полный засев полей по заданию государства и правильную их обработку", предусматривалась организация в губерниях, уездах и волостях комитетов по расширению посевной площади и улучшению обработки земли - "посевкомов" и при сельских советах, избираемых непосредственно крестьянами, -сельских комитетов по улучшению сельскохозяйственного производства -"селькомов". В декрете были затронуты вопросы и о премиях за наилучшие производственные результаты), и об организации семенных фондов и об усилении агрономической помощи деревне.

28 декабря 1920 г. этот декрет был после детального обсуждения единогласно принят съездом и опубликован ("Известия", 1921, 4 января, No 2).10 января 1921 г. в развитие декрета Съезда Советов было принято специальное постановление ВЦИК о посевкомах, а 2 февраля было опубликовано письмо ЦК РКП(б) о посевной кампании, содержавшее конкретный перечень тем, по которым должна вестись агитация и производственная пропаганда.

"Окна" под заголовком "Посевная кампания" были выпущены, по-видимому, в связи с этим письмом, не ранее середины февраля и в связи с состоявшимся 4-9 марта в Москве съездом по подготовке к посевной. Повторяющийся на всех "окнах" как подзаголовок лозунг "Выполним декрет относится к декрету VIII Всероссийского съезда Советов, текст которого Маяковский использовал в этих "окнах". Всего таких "окон" было выпущено 20-25, но часть из них не сохранилась.

 

 

Лист №11

11На страже Октября.
Матрос и Красноармеец

1920, ноябрь-декабрь. Художник В.В. Лебедев.

Широко известный иллюстратор детской книги В.В. Лебедев был прекрасным живописцем и графиком. Он работал в самых разных видах графического искусства, в том числе занимался плакатом.

В конце 1910-х годов Лебедев увлечен кубизмом, в котором его привлекала возможность построения формы на основе синтеза впечатлений от предмета, часто сводимых к простым, геометрическим формам, которые выстраиваются в композиции в характерном ритме легких сдвигов и асимметрии. Опыт, накопленный художником в живописи и станковой графике, Лебедев претворяет в плакате 1920-х годов.

В 1920 году в Петрограде возник плакатный отдел Российского Телеграфного Агентства (РОСТА). Во главе московского плакатного отдела РОСТА в ту пору стоял В.В. Маяковский, который придавал огромное значение этим плакатам со стихами и частушками на все злободневные темы времен гражданской войны. Плакаты художники делали вручную, пользуясь клеевыми красками, и развешивали на вокзалах, фронтовых агитпунктах, в витринах пустых магазинов, откуда и произошло широко известное название "окна РОСТА".

Петроградский отдел РОСТА работал интенсивно: за два года было выпущено примерно тысяча плакатов, из них около шестисот было выполнено В.В. Лебедевым. Искусство плаката обращено к широким массам, и Лебедев ставил перед собой задачу говорить на доступном языке, но не в ущерб художественности.

В работе "Матрос и Красноармеец" художник использует свой кубистический опыт, сплавляя его с приемами, характерными для искусства народного лубка. Лебедев находит точную и выразительную для плаката стилистику: уверенное обобщение формы, построенной на основе геометрических фигур, что не мешает узнаваемости изображения; интенсивность цвета, сразу привлекающую внимание к плакату; плоскостность композиционно-пространственного построения, что способствует быстрому восприятию произведения в целом даже при беглом взгляде на него. Этот плакат являлся выражением одного из основных лозунгов революционной современности.

 

12Лист №12

Работать надо -

винтовка рядом.

 

Работать надо - винтовка рядом. Петроград - Роста б/№. Декабрь. Оригинал - ГПБ. Рис. В. В. Лебедева.

В Российской национальной библиотеке сохранился оригинал рисунка и текст к "окну" в двух вариантах. Первоначальный вариант написан одним из постоянных поэтов-текстовиков, работавших в Петроградском отделении РОСТА,- А. М. Флитом: "Штык в землю - в руку пилу". Этот текст на оригинале заклеен листом с другим текстом, написанным Маяковским: "Работать надо - винтовка рядом". Замена произошла, как рассказывал художник В. В. Лебедев, при следующих обстоятельствах. Приехавший в Петроград В. В. Маяковский зашел в Петроград - РОСТА. Увидев там подготовленный, но еще не размноженный плакат, он предложил заменить текст, сделать его политически более правильным. Окончание гражданской войны и переход к мирному труду не снимал вопроса о бдительности и боевой готовности. Предложенный Маяковским здесь же новый текст был безоговорочно принят к исполнению. На оригинале имеется карандашная надпись: "Печатать до отказа. (Полторы или две тысячи)".

Рассказ В. В. Лебедева см. в кн.: И. Эвентов. Маяковский в Ленинграде. Л. Лениздат. 1947.

«Плакат «Работать надо - винтовка рядом» - один из наиболее политически актуальных для той эпохи и одновременно самых совершенных образцов. Фигура рабочего, держащего в правой руке пилу, а левой опирающегося на ружье с воткнутым в землю штыком, строится из ярких красных, черных, желтых и синих плоскостей, образующих динамическую композицию, которая стремительной диагональю пересекает поле листа. Черные буквы, составляющие надпись, органично включены в композиционную структуру плаката, акцентируя главную ось движения и придавая всей композиции строгую уравновешенность и замкнутость».

В.Н. Петров Владимир Васильевич Лебедев.
Ленинград: Художник РСФСР, 1972

 

 

Лист №13  

13

В.Лебедев «Литье». 1920-1921 Петроград - Роста б/№ 

 

 

  Лист №14 

 

14

В.Лебедев «Резка железа». 1920-1921 Петроград - Роста б/№ 

 

Политический плакат не только изобличает и высмеивает противников; он пропагандирует новые идеи и внедряет в жизнь новые социально-этические представления. Лебедев принял на себя и эту задачу.
Романтическое чувство художника одухотворяет и поэтизирует тему труда. Лебедев любил и знал трудовые процессы. Мастерство в труде он ценил едва ли не выше, чем любые другие человеческие качества. Обобщение формы в таких плакатах, как «Литье» или «Резка железа», основывается на конкретных и точных наблюдениях натуры. Прославление труда, однако, не исчерпывало задачу «Окон РОСТА». Они должны были показать весь круг событий, определявших тогда международную обстановку и внутреннюю жизнь страны.

В.Н. Петров Владимир Васильевич Лебедев.
Ленинград: Художник РСФСР, 1972

 

 

 

Лист №15

15

Первомайское шествие рабочих

«Четвертая годовщина ждет великого
в труде почина».

 

Первомайское шествие рабочих. Петроград - Роста б/№. Май 1921. Рис. В. В. Лебедева.

Плакаты с изображением рабочих включают также некоторый устойчивый набор сопутствующих элементов, за которыми закрепился статус пролетарской символики. Центральными элементами, формирующими образ рабочего, являлись орудия труда, среди которых лидирующим символом стал молот. О том, что кузнец с молотом в руках служил метафорой для преобразующей миссии советской власти, написано немало. Исследователи особенно подчеркивают необходимость перевода языка политики на язык повседневности для масс рабочих и крестьян, вовлечённых в послереволюционный гражданский дискурс. «Пролетариат», «классовая борьба», «социальный прогресс», «процесс производства» и т. д. — целый ряд абстрактных понятий возможно внести в жизненный мир далёкого от социальной теории человека, использовав изображение кузнеца, ударяющего или нет молотом по наковальне.

Производственные артефакты, помогающие правильно узнавать рабочего, были важным фоном для фигур первого плана. Начиная с ранней советской пропаганды, художники использовали шаблонизированный индустриальный пейзаж, где ключевым символом стали дымящиеся заводские трубы. Помимо функции правильного распознавания героев пропаганды, изображения труб, колёс, паровозов, станков участвовали в процессе самоидентификации многих колеблющихся, дезориентированных социальными изменениями людей, в каком-то смысле делая их гражданами республики труда. Сознание человека эпохи модерна доверяло чувственному опыту, где зрение играло первостепенную роль, поэтому информационные усилия воюющих сторон концентрировались на понятных и узнаваемых образах. Иконографические характеристики образа рабочего — внешний вид и орудия труда — шаблонизировались и становились клише. Появляется минималистски выраженный трафаретный рабочий — красная фигура, как в московских Окнах РОСТА, или синтетический рисунок-слово В. Лебедева — понятные тренированному взгляду.

Гражданская война в образах визуальной пропаганды:
словарь- справочник / [Е.С. Богомякова и др.] 2018

 

 

 

 

Лист №16

16

"Штыками расколот насильников круг -
город за молот, деревня за плуг!"

 

"Штыками расколот насильников круг» Роста б/№. декабрь 1920. Рис. В.И. Козлинского.

Владимир Иванович Козлинский- известный советский график; карикатурист, плакатист, иллюстратор, художник театра и кино. Член СХ СССР. Заслуженный артист Узбекской ССР (1943). Учился в частной студии Е. Н. Званцевой в Петербурге у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, в частной студии Д. Н. Кардовского, потом стал вольнослушателем граверной мастерской В. В. Матэ в Академии художеств (1911–1917).

Окончательное формирование художника впрямую связано с революционными событиями в России, он выпускает альбом «Герои и жертвы революции»: плакатные рисунки В. Козлинского, И. Пуни, К. Богуславской, С. Маклецова сопровождаются стихами Владимира Маяковского. Принимает участие в праздничном оформлении города к революционным праздникам, его красочные панно украшают улицы Петрограда в районе Литейного и Охтинского мостов.

Один из организаторов и активных участников Петроградских «Окон РОСТА» (1920–21). Владимир Козлинский активно использовал опыт работы над линогравюрой при изготовлении плакатов Петроградского РОСТА. Мало кто знает, что именно он руководил этой работой в Петрограде – привлек уже известных художников Владимира Лебедева и Льва Бродаты, организовал участие студентов Государственных свободных художественных мастерских (где преподавал в Граверной мастерской после смерти В. В. Матэ). И сам исполнил множество листов, среди которых наиболее удачны композиции призывные, экспрессивно-лаконичные («Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов»).

Графика и плакаты В. И. Козлинского находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее (ГРМ), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), частных коллекциях России и Великобритании.

 

 

Лист №17

17

Кронштадская карта бита!

 

«Кронштадская карта бита!» Роста б/№. март 1921.
Рис. В.И. Козлинского.

Плакат посвящён подавлению Кронштадтского восстания 1921 г. Изображённый на плакате В.И. Козлинского матрос является не положительным, а отрицательным героем держит чёрный флаг с надписью «С. Р.» (и чёрный цвет флага, и буквы отсылают к данной В.И. Лениным и Л.Д. Троцким характеристике резолюции восставших кронштадтцев как «черносотенно-эсеровской»), однако в остальном его вид не отличается от вида революционных матросов, нарисованных тем же художником. Автор плаката не придаёт своему персонажу внешних черт, призванных вызвать отвращение у зрителя, таких как оскаленные зубы, вытаращенные глаза и т. п. В иконографии плаката «Кронштадтская карта бита» на негативную семантику образа матроса указывает только его положение на «игральной карте» вниз головой и знак пиковой масти.

Второй персонаж плаката В. И. Козлинского, занимающий место двойника матроса на «игральной карте», — белогвардейский офицер. Погоны с зигзагом указывают на его генеральский чин, а форма усов придаёт ему сходство с начальником артиллерии Кронштадта, бывшим царским генералом, А. Козловским, которого В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий назвали руководителем восстания. Плётка, которую он держит в руке, в советской визуальной пропаганде 1918–1922 гг. является атрибутом белогвардейца, в том числе генерала.

Плакаты РОСТА, соединяя матросов с белогвардейским генералом и бывшим эсером, подсказывают зрителю, что матросы в Кронштадтском мятеже действовали не самостоятельно и оказались связаны с неподходящими людьми, что и привело их к поражению.

Восставший против советской власти кронштадтский матрос В. И. Козлинского одет в тельняшку, тогда как изображённые тем же художником «красные» матросы тельняшек не носят: возможно, автор плаката таким образом подчёркивает конформность своего персонажа, подчиняющегося белому генералу (фигура матроса находится под фигурой белогвардейца, и расположение двух героев на плакате передаёт отношения господства и подчинения).

Гражданская война в образах визуальной пропаганды :
словарь- справочник / [Е.С. Богомякова и др.] 2018

 

 

 

 

Лист №18

18

«Мертвецы Парижской коммуны
воскресли под красным знаменем Советов!»

 

«Мертвецы Парижской коммуны* воскресли под красным знаменем Советов!»: Роста б/№. март 1921. Рис. В.И. Козлинского.

Плакат –призыв рассчитан на мгновенное действие, он подобен выстрелу или возгласу. Так строится, например, лист «Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов!»: крупным планом как в кинокадре,- коммунар со знаменем на фоне собора Парижской богоматери. Пластически строгое решение, в котором каждая плоскость выделена локальным цветом.

"На 73-й день существования советской власти Ленин торжественно заявил корреспонденту "Манчестер Гардиан" в России Артуру Рэнсому, что основная цель русской революции уже достигнута: большевики продержались на один день дольше Парижской коммуны, и гибель советской власти уже не страшна, так как основной вклад в мировое революционное движение Россией уже сделан". (См.: Луис Фишер. Жизнь Ленина. Лондон, 1970, стр.231).

Ю.Г. Фельштинский Большевики и левые эсеры
(Октябрь 1917 - июль 1918). С.42

 

____*Парижская коммуна (фр. Commune de Paris) — революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну.

Являлась первым в истории примером диктатуры пролетариата. Парижская коммуна стала важным символом государственной пропаганды в СССР и других социалистических странах.

 

 

 

 

Лист №19

19

Да здравствует братство всех народов Кавказа!

 

 «Да здравствует братство всех народов Кавказа!» 1921, апрель. Рис. Н. М. Кочергин

В годы Гражданской войны плакатная советская пропаганда в первую очередь пыталась убедить народы Кавказа, что есть платформа, на которой они могут объединиться с Советами – ведь и тех, и других объединяет общий враг – царизм, буржуазия, местные кулаки.

Через плакат кавказцев пытались привлечь в Красную армию и вместе с русскими красноармейцами бить белогвардейцев и западных интервентов.

"Да здравствует братство всех народов Кавказа!", - рабочий с молотом словно парит над всеми народами Кавказа (внизу нарисованы горцы в черкесках и горянки в традиционной одежде, которых революционный поток увлек к светлому будущему) объединяя их под красными знаменами революционными идеями.

Северный Кавказ сквозь столетия. Н. Нефляшева © Кавказский Узел

 

Кочергин Николай Михайлович (1897–1974) Известный советский художник-график, выдающийся мастер детской иллюстрации, плакатист. Член союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.

Родился в г. Москва. В 1918 году окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище.
В этом же году добровольцем вступил в Красную Армию. К иллюстрированию книг шел постепенно – через плакат, монументально-декоративное искусство, живопись, деревянную скульптуру, газетную и журнальную графику. В годы гражданской войны руководил плакатной мастерской в Харькове, был одним из организаторов Бакинского отделения «Окон сатиры РОСТА», затем – Кавказского. Стоял у истоков советского политического плаката, оказал творческие влияние на многих плакатистов младшего поколения. Создал плакаты: «Враг у ворот!!! Все на защиту Петрограда» (1919), «Английские миротворцы» (1920), «Врангель идет! К оружию, пролетарии!» (1920), «Да здравствует братство народов Кавказа!» (1920), «На борьбу за топливо – на борьбу за революцию!» (1920), «Очередь за Врангелем!» (1920), «Разруха и армия труда» (1920), «Украинские мытарства» (1920). 

 

На главную

 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла