Н.А.Львов Музыкальное творчество
«Не было искусства, к которому бы он был равнодушен,
не было таланта, к которому он не положил тропинки;
всё его занимало, всё возбуждало его ум и разгорячало сердце».
Иван Хемницер, поэт
Родился Николай Александрович в небогатой дворянской семье 4 марта 1753 года в имении Черенцы новоторжского уезда Тверской губернии. Поэтому он иногда сам себя называл «новоторжцем», а его ближайший друг поэт Иван Иванович Хемницер часто повторял это прозвище в письмах. Предки Львова служили тверским князьям с XIV века и земли в новоторжском уезде имели издавна. Крайне мало известно о детских годах Николая Александровича. Его первый биограф отмечал, что в отрочестве в нём ярко проявлялись изобретательность и инициативность.
В 18 лет Николай Александрович отправился в Петербург поступать на военную службу. В северной столице он жил на Васильевском острове у близких родственников Соймоновых, которые славились своей образованностью. Есть версия, что первым биографом Николая Александровича был один из родственников Соймоновых.
Во время службы Львов посещал школу генерала Александра Бибикова, где изучал немецкий и французские языки, географию и математику, музыку и грамматику, но больше всего его привлекала литература. Юноша даже создал кружок любителей словесности, и не только литераторы были сюда вхожи. Из композиторов к кружку были близки Фёдор Михайлович Дубянский, Евстигней Ипатьевич Фомин, Дмитрий Степанович Бортнянский, Иван Евстафьевич Хандошин, Николай Петрович Яхонтов, Иоганн (Иван) Готфрид (Ян Богумир) Прач. В кружке тогда сложился культ народной песни. Высоко ценились её художественные достоинства. В ней композиторы видели основу русской национальной оперы. Музыка и тексты народных песен служили в кружке предметом пристального изучения.
В начале 1770-х годов Николай Александрович перешёл на гражданскую службу. Благодаря влиятельным родственникам, он получил место в Коллегии иностранных дел. По поручениям ведомства бывал в Европе – Франции, Германии, Испании, Италии. В свободное время изучал архитектуру, встречался с литераторами и ходил в местные театры. Бывая во многих городах Европы, он хорошо знал европейскую культуру и музыку в том числе. «Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким возвышенным вкусом» – говорил о нём поэт эпохи Просвещения Гаврила Романович Державин.
В Петербурге Львов часто проводил время в семье Бакуниных. В этом доме любили петь и играть на музыкальных инструментах, сочиняли «на голос» – исполняли стихи на мелодии иностранных романсов. Специально для таких вечеров Львов написал песни «За что, жестокой, осуждает невинну мучиться, стеня…», «Мне и воздух грудь стесняет, вид утех стесняет дух…» и «Кантату на три голоса».
Мы и скрипками простыми
Часто любим позабыть
Нашу должность и присягу,
Недописанну бумагу…
(Н.А. Львов)
В 1775 году Николай Львов уехал в своё родовое поместье Черенчицы и пробыл там около девяти месяцев. Наблюдая за жизнью крестьян, он заинтересовался народными традициями и фольклором. Львов любил музыку, особенно народную. Она привлекала его душу и ум учёного, служила стимулом к творчеству.
В то время роль песни в жизни народа всё более начинает занимать умы русского общества, а русские песни начинают предпочитать итальянским ариям. Екатерина II допускала народное пение, и сама иногда ходила в Царском селе смотреть хороводы сельских девушек.
По нотам мерно я непричастен вою,
Доволен песенкой простою,
Ямской, хватской, удалою:
Я сам по русскому покрою
Между приятелей порою
С заливцем иногда пою.
(Н.А. Львов)
Так он начал работу над вторым печатным фольклорным сборником в России. В 1790 году с помощью русского фольклориста Иоганна Прача (есть версия, что возможно Евстегняя Ипатьевича Фомина) Львов подготовил и издал (в собственном художественном оформлении) «Собрание народных русских песен с их голосами» – нотный сборник, имевший фундаментальное значение для творческой практики композиторов. В нём были впервые опубликованы многие выдающиеся образцы русского фольклора. В предисловии сборника Николай Александрович изложил свои взгляды на песенный фольклор. Львов является первым автором теоретического труда о русской народной песне. Издание было отпечатано в первоклассной казённой типографии Горного училища. Книги, отпечатанные там часто украшали гравюры самого Н.А. Львова. Он находился в дружеских отношениях с известным в те годы литератором Александром Васильевичем Храповицким и директором данной типографии Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Более того, по предположению кандидата искусствоведения, пианиста и педагога Бориса Львовича Вольмана, Львов мог быть в то время соредактором Храповицкого и музыкальным, художественным и техническим редактором типографии. Часто встречающееся до революции утаивание издателей, художников и редакторов нотных изданий породило массу дискуссий касательно авторства сборника русских народных песен.
Второе издание было отпечатано в 1806 году в санкт-петербургской типографии Шнура и вышло в двух частях, по семьдесят пять песен в каждой. Оно имело два отличия от похожих тематических сборников, издававшихся в то время. Первое – название. В то время не существовало понятия «Русские народные песни» и собиратели применяли другие формулировки: «Собрание русских простых песен с нотами» (у Василия Фёдоровича Трутовского), «Собрание разных песен» (у Михаила Дмитриевича Чулкова), «Новое и полное собрание российских песен» (у Николая Ивановича Новикова), и т. д. Но во втором издании Львова-Прача впервые в истории появляется название «Русские народные песни». Второе: вступительная статья в композиционном плане была существенно переработана – убраны некоторые рассуждения о заимствовании русских песен у греков.
Николай Александрович был постоянным посетителем концертов и оперных спектаклей, как общедоступных, так и частных. Самое значительное музыкальное знакомство Львова состоялось в 1786 году, когда в Петербург приехал крупнейший композитор XVIII века Евстигней Ипатьевич Фомин, который только что вернулся из Болоньи, где четыре года совершенствовался в композиции. Львов вскоре начал занятия с Фоминым, и уже через год появилось выдающееся театрально-музыкальное произведение на народную тему «Ямщики на подставе». Одноактная опера наполнена характерными сценками из жизни ямщиков, здесь много сольных, ансамблевых и хоровых песен. Вокальные жанры самые разнообразные. Фомин использовал темы подлинных народных песен, обработанных и гармонизованных им самим. Он стремится создать вполне самостоятельное и стилистически оригинальное произведение на основе народно-песенного творчества.
Николай Александрович создал несколько комических постановок: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778 г.), «Ямщики на подставе» (1787 г.), «Милет и Милета» (1794 г.), «Парисов суд» (1796 г.), и одним из первых обратился к русской теме в опере. Сочиняя либретто, он не только определял место, количество и характер музыкальных номеров, но и в ремарках предусматривал манеру пения, характер инструментальной музыки.
В своём поэтическом творчестве Львов стремился воспеть музыку. Так появилась ода «Музыка, или Семитония» (1796 год):
Глагол таинственный небес!
Тебя лишь сердце разумеет;
Событию твоих чудес
Едва рассудок верить смеет.
Музыка властная! пролей
Твой бальзам сладкий и священный
На дни мои уединенны,
На пламенных моих друзей.
Как огнь, влечет, как гром, разит
Закон твоей всесильной власти;
Он чувства нежные родит,
Жестоки умягчает страсти.
Гармония! не глас ли твой
К добру счастливых убеждает,
Несчастных душу облегчает
Отрадной, теплою слезой?
Когда б подобить смертный мог
Невидимый и несравненный,
Спокойный сладостный восторг,
Чем души в горних упоенны —
Он строй согласный звучных тел
И нежных гласов восклицанье
На душу, на сердца влиянье
Небесным чувством бы почел.
Не ты ль с небес к нам в век златой,
Богиня нежных душ, спустилась?
Принесшая волшебства строй,
Жизнь смертных услаждать склонилась?
Ударил в воздух голос твой
Размером хитрым, неизвестным,
И тем же трепетом небесным
Сердца отозвались на строй.
Как роза в вешни времена
Хранит красы свои бесценны,
Так часто счастья семена,
В сердцах любовью насажденны,
Скрывает живость юных лет.
Как солнцем роза расцветает,
Твой глас так сердце растворяет,
И огнь любви слезой блеснет.
Да будет мне неведом ввек,
Жестокий, строгий, злополучной,
Несчастный, хладный человек,
Противник власти стройной, звучной,
Утехи не познает он!
Не встретит друга с восхищеньем,
Сердечным не почтит биеньем
Ни счастья плеск, ни скорби стон.
О сладкогласно божество!
На крыльях радости взвивайся,
Греми победы торжество,
В разящих звуках раздавайся,
Сердца и души восхищай!
Но к нам свирелью ниспустися,
Умильной, нежною явися
И к счастью смертных увещай.
Библиография:
1.Глумов А. Н. Н. А. Львов / А.Н. Глумов ; [послесл. А.М. Харламовой ; примеч. А.Б. Никитиной]. - Москва : Искусство, 1980. - 207 с., [24] л. ил.. - (Жизнь в искусстве)
2. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. XVIII век. Кн. 2: К-П. - Санкт-Петербург: Композитор, 2000. - 501 с.: ил.
3. Поэты XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко, И.З. Сермана ; вступ. ст. Г.П. Макогоненко ; биогр. справки И.З. Сермана. - Ленинград : Советский писатель, 1972. - 21 см. - (Библиотека поэта. Большая серия). - Т. 2. - 1972. - 588 с., [2] л.: портр. ; 21 см.
4. Русская мысль о музыкальном фольклоре : материалы и документы : [учебное пособие для музыкальных вузов] / Ленингр. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Каф. истории музыки ; вступ. ст., сост. и коммент. П.А. Вульфиуса. - Москва : Музыка, 1979. - 366 с.
5. Собрание народных песен с их голосами на музыку положил Иван Прач / сост. Н.А. Львов, И. Прач ; под. ред. и со вступ. ст В.М. Беляева. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1955. - 349, [1] с., [2] л. ил.