КАТАЛОГ 1895 г. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

             

           Тверская публичная библиотека открыла свои двери 9 (21) мая 1860 года. Если просмотреть её каталоги (лучше всего сохранившиеся в РНБ, если говорить по годам), обращает на себя внимание факт, что новинкам в мире искусства уделялось очень мало внимания. Например, в каталоге Тверской Публичной библиотеки за 1895 год, есть раздел «Искусства», но там всего лишь 20 книг, из которых музыке посвящены только четыре. Ещё одно наблюдение, во всём сборнике за 1895 год книги музыкальной направленности разбросаны по другим разделам - есть и в философии, и в педагогике, и в медицине.

Можно сделать вывод, что музыке не уделялось достаточного внимания, если бы не одно «но».
В каталоге Тверской публичной библиотеки за 1873 год в конце издания есть пометка: «С 1873 года при Тверской публичной библиотеке открыты продажа и абонемент на чтение нот» и в конце приписка: «Библиотека также принимает на себя выписку всевозможных нот и музыкальных сочинений...». Из этого отрывка следует, что ноты и музыкальные издания при библиотеке были, но почему же они не указаны в каталоге? Тут необходимо сделать два акцента:

  1. Губернские публичные библиотеки до революции находились на полном самофинансировании;
  2. Каталоги нотных издания не выпускались ни одной библиотекой до революции.

Почему? Потому что ноты не были постоянными изданиями в фонде библиотеки и их состав постоянно обновлялся? В те времена основная цель - распространение изданий с целью финансового обогащения, чтобы библиотека могла дальше существовать. Поэтому ноты не заносились в каталоги, и как в дореволюционных книжных магазинах, ноты людям в библиотеках выдавались временно за арендную плату или просто продавались.

По сути каталоги библиотеки дореволюционного времени, - «Каталоги новых поступлений». Так как  в каждом каталоге указаны только вновь поступившие, но не все издания библиотеки.

Фонд Тверской публичной библиотеки был очень рационально подобран. В нём хранилось и закупалось только то, что могло пригодиться в реалиях жизни – богословие, закон, педагогика, история, естественные науки, изящная словесность, медицина, география, технологии и сельское хозяйство, детские книги и художественная литература. Всё это может пригодиться для воспитания, самообразования и для бизнеса, говоря современным языком.

                Страница из каталога Тверской публичной библиотеки 1895 г.

 

Список музыковедческих книг, составленный на основе каталога Тверской публичной библиотеки от 1895 года.

  1. Вильбоа, Константин Петрович (1817-1881). Краткое руководство при обучении детей пению: с принадлежащими к нему примерами. - Санкт-Петербург, 1863.
  2. Давыдова, М.А. В. Моцарт, его жизнь и музыкальная деятельность: биографический очерк М.А. Давыдовой: с портретом Моцарта и муз. прил., состоящим из выбора моцартовских произведений для фортепиано. - Санкт-Петербург: тип. товар. «Обществ. польза», 1891. - 72 с., 1 л. фронт. (портр.); 18 см. - (Жизнь замечательных людей: Биогр. б-ка Ф. Павленкова).
  3. Гутман О. Гимнастика голоса, основанная на физиологических законах: Руководство к упражнению и правильному употреблению органов речи и пения: Пер. с 3-го нем. изд. / [Соч.] Оскара Гутмана. - Санкт-Петербург: Л.Ф. Пантелеев, 1882. - [4], XIV, 114 с.; 18.
  4. Амброс А.В. Границы музыки и поэзии: Этюд из обл. муз. эстетики / [соч.] Августа Вильгельма Амброса; Пер. И.Т. (с 2-го нем. изд.). - Санкт-Петербург; Москва; С.-Петербург: В. Бессель и К°, ценз. 1889. - [4], VIII, 144 с.; 21.
  5. Любке В., Иллюстрированная история искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка: для школ, самообучения и справок - Санкт-Петербург, 1886.
  6. Мелодин И. Очерк истории оперы и биографии композиторов, произведения которых исполняются на Московской сцене / [Соч.] Ивана Мелодина. - Москва: тип. Грачева и К°, 1873. - 47 с.; 21 см.
  7. Размадзе А.С. Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века: в 4-х ч.: с 12-ю нот. прил.: сост. по лекциям, читанным автором в Московской консерватории / А.С. Размадзе. - Москва: А.Г. Кольчугин, 1888. - 735 с. разд. паг.: нот.; 24
  8. Собрание статей по искусству. СПб., 1886.

 

 

 

Анализ музыковедческих книг, составленный на основе каталога Тверской публичной библиотеки от 1895 года

Вильбоа, Константин Петрович (1817-1881).   Краткое руководство при обучении детей пению: с принадлежащими к нему примерами. - Санкт-Петербург, 1863.

Был экземпляр в РНБ, но 1860 года, утрачен. Экземпляр 1863 года не отражается ни в одной из библиотек. Возможно сохранился где-то в личной коллекции. В издании излагались педагогические методы обучения детей пению.

Рис. 1. Вильбоа, Константин Петрович,

29.05.1817 - 16.07.1882

С детства занимался музыкой, но серьезной музыкально-теоретической подготовки не получил. Воспитывался в кадетском корпусе, был регентом хора учащихся. В 1853-1854 руководил хором певчих и бальным оркестром лейб-гвардии Павловского полка. В 1856 совместно с А.Н. Островским и В.П. Энгельгардтом участвовал в фольклорной экспедиции по Волге. Со 2-й половины 60-х гг. жил в Харькове, где организовал бесплатную музыкальную школу «для детей всех сословий», читал лекции по истории и теории музыки в университете, был дирижёром оперного театра и частного оркестра.

 

С 1867 служил в Варшаве. Был знаком с М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским, критиком А.А. Григорьевым. Вильбоа принадлежат клавираусцуги двух опер Глинки и переложение его «Камаринской» для фортепиано в 4 руки.

 

Вильбоа - автор популярных в своё время песен и бытовых романсов, в т. ч. героико-романтического дуэта «Моряки» («Нелюдимо наше море», сл. H. M. Языкова), «Думка» (сл. Т. Г. Шевченко), «На воздушном океане» (сл. М. Ю. Лермонтова).

 

Вильбоа принадлежат оперы - «Наташа, или Волжские разбойники» (1861, Большой театр, Москва), «Тарас Бульба», «Цыганка» (обе не изд.); музыка к пьесе Льва Александровича Мея «Псковитянка» (1864, Александринский театр, Петербург). Ценность представляют обработки народных песен - «Русские народные песни», под ред. А.А. Григорьева (1860, 2-е изд. 1894), «Русские романсы и народные песни» (1874, 2-е изд. 1889), переложение песен для различных инструментов («150 русских народных песен») и др.

http://herzenlib.ru/upload/iblock/9c7/2220020.jpg

Давыдова М.А.

В. Моцарт, его жизнь и музыкальная деятельность: биографический очерк М.А. Давыдовой: с портр. Моцарта и муз. прил., состоящим из выбора моцартовских произведений для фортепиано. – СПб.: тип. товар. «Обществ. польза», 1891. - 72 с., 1 л. фронт. (портр.); 18 см. - (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

 

Рис. 2. Титульный лист издания.

Есть экземпляр в РНБ и РГБ, электронный вариант в свободном доступе на сайте «Ридли» https://readli.net/chitat-online/?b=155936&pg=1

 

В книге автор в художественно-публицистическом стиле рассказывает о жизни известного австрийского композитора.

Писательница, поэтесса, музыкальный критик. Родилась в 1863 году. Её отец, Август Юльевич Давидов (1823-1885) – профессор математики Московского университета. Училась в частном пансионе сестёр отца, держала экзамен на домашнюю учительницу. С середины 80-х годов жила в Петербурге. Эмигрировала, дата эмиграции не установлена.

Картинки по запросу давыдова мария августовнаРис. 3. Давыдова (в замужестве Шелли)

Мария Августовна, 1863 – 1943

 

Выявлены её переводы из Сюлли-Прюдома, Верлена, Нибора, Гейне, Ленау, Шерера, Шёнайх-Каролата. Ею написаны биографии в серии ЖЗЛ Моцарта, Шумана и Мейербера для биографической библиотеки Ф. Павленкова, основанной в 1890 году, а также «Воспоминания об А.Г. Рубинштейне» («Исторический Вестник», апрель 1899 г., стр. 76), «Рубинштейн на Кавказе» («Signale für die musikalische Welt», № 21, 1892) и др. В 1899 году издала в Петербурге сборник «Стихотворения» (именно под фамилией «Давыдова»). Об участии Давыдовой в «первооткрытии» для русского читателя Яна Нибора можно прочитать в подборке переводов Эдуарда Багрицкого.

 

Гутман О. Гимнастика голоса, основанная на физиологических законах: Руководство к упражнению и правильному употреблению органов речи и пения: пер. с 3-го нем. изд. / [соч.] Оскара Гутмана. – СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1882. - [4], XIV, 114 с.; 18.

Есть экземпляр в РНБ, в РГБ есть электронный вариант издания.