КАТАЛОГ 1895 г. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

             

           Тверская публичная библиотека открыла свои двери 9 (21) мая 1860 года. Если просмотреть её каталоги (лучше всего сохранившиеся в РНБ, если говорить по годам), обращает на себя внимание факт, что новинкам в мире искусства уделялось очень мало внимания. Например, в каталоге Тверской Публичной библиотеки за 1895 год, есть раздел «Искусства», но там всего лишь 20 книг, из которых музыке посвящены только четыре. Ещё одно наблюдение, во всём сборнике за 1895 год книги музыкальной направленности разбросаны по другим разделам - есть и в философии, и в педагогике, и в медицине.

Можно сделать вывод, что музыке не уделялось достаточного внимания, если бы не одно «но».
В каталоге Тверской публичной библиотеки за 1873 год в конце издания есть пометка: «С 1873 года при Тверской публичной библиотеке открыты продажа и абонемент на чтение нот» и в конце приписка: «Библиотека также принимает на себя выписку всевозможных нот и музыкальных сочинений...». Из этого отрывка следует, что ноты и музыкальные издания при библиотеке были, но почему же они не указаны в каталоге? Тут необходимо сделать два акцента:

  1. Губернские публичные библиотеки до революции находились на полном самофинансировании;
  2. Каталоги нотных издания не выпускались ни одной библиотекой до революции.

Почему? Потому что ноты не были постоянными изданиями в фонде библиотеки и их состав постоянно обновлялся? В те времена основная цель - распространение изданий с целью финансового обогащения, чтобы библиотека могла дальше существовать. Поэтому ноты не заносились в каталоги, и как в дореволюционных книжных магазинах, ноты людям в библиотеках выдавались временно за арендную плату или просто продавались.

По сути каталоги библиотеки дореволюционного времени, - «Каталоги новых поступлений». Так как  в каждом каталоге указаны только вновь поступившие, но не все издания библиотеки.

Фонд Тверской публичной библиотеки был очень рационально подобран. В нём хранилось и закупалось только то, что могло пригодиться в реалиях жизни – богословие, закон, педагогика, история, естественные науки, изящная словесность, медицина, география, технологии и сельское хозяйство, детские книги и художественная литература. Всё это может пригодиться для воспитания, самообразования и для бизнеса, говоря современным языком.

                Страница из каталога Тверской публичной библиотеки 1895 г.

 

Список музыковедческих книг, составленный на основе каталога Тверской публичной библиотеки от 1895 года.

  1. Вильбоа, Константин Петрович (1817-1881). Краткое руководство при обучении детей пению: с принадлежащими к нему примерами. - Санкт-Петербург, 1863.
  2. Давыдова, М.А. В. Моцарт, его жизнь и музыкальная деятельность: биографический очерк М.А. Давыдовой: с портретом Моцарта и муз. прил., состоящим из выбора моцартовских произведений для фортепиано. - Санкт-Петербург: тип. товар. «Обществ. польза», 1891. - 72 с., 1 л. фронт. (портр.); 18 см. - (Жизнь замечательных людей: Биогр. б-ка Ф. Павленкова).
  3. Гутман О. Гимнастика голоса, основанная на физиологических законах: Руководство к упражнению и правильному употреблению органов речи и пения: Пер. с 3-го нем. изд. / [Соч.] Оскара Гутмана. - Санкт-Петербург: Л.Ф. Пантелеев, 1882. - [4], XIV, 114 с.; 18.
  4. Амброс А.В. Границы музыки и поэзии: Этюд из обл. муз. эстетики / [соч.] Августа Вильгельма Амброса; Пер. И.Т. (с 2-го нем. изд.). - Санкт-Петербург; Москва; С.-Петербург: В. Бессель и К°, ценз. 1889. - [4], VIII, 144 с.; 21.
  5. Любке В., Иллюстрированная история искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка: для школ, самообучения и справок - Санкт-Петербург, 1886.
  6. Мелодин И. Очерк истории оперы и биографии композиторов, произведения которых исполняются на Московской сцене / [Соч.] Ивана Мелодина. - Москва: тип. Грачева и К°, 1873. - 47 с.; 21 см.
  7. Размадзе А.С. Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века: в 4-х ч.: с 12-ю нот. прил.: сост. по лекциям, читанным автором в Московской консерватории / А.С. Размадзе. - Москва: А.Г. Кольчугин, 1888. - 735 с. разд. паг.: нот.; 24
  8. Собрание статей по искусству. СПб., 1886.

 

 

 

Анализ музыковедческих книг, составленный на основе каталога Тверской публичной библиотеки от 1895 года

Вильбоа, Константин Петрович (1817-1881).   Краткое руководство при обучении детей пению: с принадлежащими к нему примерами. - Санкт-Петербург, 1863.

Был экземпляр в РНБ, но 1860 года, утрачен. Экземпляр 1863 года не отражается ни в одной из библиотек. Возможно сохранился где-то в личной коллекции. В издании излагались педагогические методы обучения детей пению.

Рис. 1. Вильбоа, Константин Петрович,

29.05.1817 - 16.07.1882

С детства занимался музыкой, но серьезной музыкально-теоретической подготовки не получил. Воспитывался в кадетском корпусе, был регентом хора учащихся. В 1853-1854 руководил хором певчих и бальным оркестром лейб-гвардии Павловского полка. В 1856 совместно с А.Н. Островским и В.П. Энгельгардтом участвовал в фольклорной экспедиции по Волге. Со 2-й половины 60-х гг. жил в Харькове, где организовал бесплатную музыкальную школу «для детей всех сословий», читал лекции по истории и теории музыки в университете, был дирижёром оперного театра и частного оркестра.

 

С 1867 служил в Варшаве. Был знаком с М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским, критиком А.А. Григорьевым. Вильбоа принадлежат клавираусцуги двух опер Глинки и переложение его «Камаринской» для фортепиано в 4 руки.

 

Вильбоа - автор популярных в своё время песен и бытовых романсов, в т. ч. героико-романтического дуэта «Моряки» («Нелюдимо наше море», сл. H. M. Языкова), «Думка» (сл. Т. Г. Шевченко), «На воздушном океане» (сл. М. Ю. Лермонтова).

 

Вильбоа принадлежат оперы - «Наташа, или Волжские разбойники» (1861, Большой театр, Москва), «Тарас Бульба», «Цыганка» (обе не изд.); музыка к пьесе Льва Александровича Мея «Псковитянка» (1864, Александринский театр, Петербург). Ценность представляют обработки народных песен - «Русские народные песни», под ред. А.А. Григорьева (1860, 2-е изд. 1894), «Русские романсы и народные песни» (1874, 2-е изд. 1889), переложение песен для различных инструментов («150 русских народных песен») и др.

http://herzenlib.ru/upload/iblock/9c7/2220020.jpg

Давыдова М.А.

В. Моцарт, его жизнь и музыкальная деятельность: биографический очерк М.А. Давыдовой: с портр. Моцарта и муз. прил., состоящим из выбора моцартовских произведений для фортепиано. – СПб.: тип. товар. «Обществ. польза», 1891. - 72 с., 1 л. фронт. (портр.); 18 см. - (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

 

Рис. 2. Титульный лист издания.

Есть экземпляр в РНБ и РГБ, электронный вариант в свободном доступе на сайте «Ридли» https://readli.net/chitat-online/?b=155936&pg=1

 

В книге автор в художественно-публицистическом стиле рассказывает о жизни известного австрийского композитора.

Писательница, поэтесса, музыкальный критик. Родилась в 1863 году. Её отец, Август Юльевич Давидов (1823-1885) – профессор математики Московского университета. Училась в частном пансионе сестёр отца, держала экзамен на домашнюю учительницу. С середины 80-х годов жила в Петербурге. Эмигрировала, дата эмиграции не установлена.

Картинки по запросу давыдова мария августовнаРис. 3. Давыдова (в замужестве Шелли)

Мария Августовна, 1863 – 1943

 

Выявлены её переводы из Сюлли-Прюдома, Верлена, Нибора, Гейне, Ленау, Шерера, Шёнайх-Каролата. Ею написаны биографии в серии ЖЗЛ Моцарта, Шумана и Мейербера для биографической библиотеки Ф. Павленкова, основанной в 1890 году, а также «Воспоминания об А.Г. Рубинштейне» («Исторический Вестник», апрель 1899 г., стр. 76), «Рубинштейн на Кавказе» («Signale für die musikalische Welt», № 21, 1892) и др. В 1899 году издала в Петербурге сборник «Стихотворения» (именно под фамилией «Давыдова»). Об участии Давыдовой в «первооткрытии» для русского читателя Яна Нибора можно прочитать в подборке переводов Эдуарда Багрицкого.

 

Гутман О. Гимнастика голоса, основанная на физиологических законах: Руководство к упражнению и правильному употреблению органов речи и пения: пер. с 3-го нем. изд. / [соч.] Оскара Гутмана. – СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1882. - [4], XIV, 114 с.; 18.

Есть экземпляр в РНБ, в РГБ есть электронный вариант издания.

Каждому, наверное, приходилось слышать певцов со здоровыми и очень сильными голосовыми органами, но которые своим голосом производили на слушателей до того неприятное впечатление, что иногда заставляли даже удаляться из мест, где пели подобные люди. Единственной наградою таким певцам обыкновенно бывают слова сожаления – «Жаль! Такие богатые природные средства и полное неумение ими пользоваться!», так писал в предисловии к своей книге Оскар Гутман.

Рис. 4. Титульный лист издания.

Оскар Гутман – немецкий педагог по вокалу, исследователь физиологии – в настоящей работе ставил перед собой задачу изложить способы развития и верной работы органов, участвующих в звукообразовании. Особенное внимание автор уделяет системе правильного дыхания. Книга «Гимнастика голоса» впервые была издана в Германии в 1882 году, выдержала не одно переиздание и была переведена на разные языки.

Книга адресована профессиональным певцам, педагогам по вокалу, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений и любителям вокального искусства.

 

Амброс А.В. Границы музыки и поэзии: этюд из области музыкальной эстетики / [соч.] Августа Вильгельма Амброса; пер. И.Т. (с 2-го нем. изд.). – СПб.; Москва: В. Бессель и К°, ценз. 1889. - [4], VIII, 144 с.; 21.

 

Есть экземпляр в РНБ и РГБ.

Прочитать книгу можно на сайте «Библиотека иностранной литературы»: https://catalog.libfl.ru/Bookreader/Viewer?bookID=BJVVV_1002733&view_mode=HQ#page/10/mode/2up

http://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/6097753/6097753Рис. 5. Обложка издания

Австрийский историк музыки, композитор. Профессор Пражской консерватории и университета (с 1869), Венской консерватории (с 1872).

 

В столице Чехии городе Праге Амброс поступил в местный университет, где изучал правоведение и в 1839 году поступил работать чиновником на государственную службу. Однако настоящим призванием Августа Вильгельма Амброса была музыка, и несмотря на то, что он имел все предпосылки сделать карьеру на этом поприще, он всё больше времени и сил отдавал искусству.                            

 

Рис. 6. Август Вильгельм Амброс, 1816-1876

https://prabook.com/web/show-photo.jpg?id=1566469

В 1847 году он выступил с увертюрой «Женевьева» на сюжет саги, которая при первом исполнении имела большой успех. Далее следовала музыка (увертюра и антракт) к «Отелло» Вильяма Шекспира, увертюра к пьесе немецкого драматурга Генрих фон Клейста «Kätchen von Heilbronn», симфония, две большие пьесы, трио, песни, «Stabat Mater», две сонаты, много мелких пьес для фортепьяно и др.

 

Большинство этих сочинений, музыка которых по характеру подходит к произведениям Феликса Мендельсона и Нильса Вильгельма Гаде, вскоре были изданы. В 1848 году Август Вильгельм Амброс был назначен прокурором по делам печати при Пражском земском суде, а вскоре и членом дирекции Пражской консерватории.

 

Около 1870 года получил учёное звание профессора музыки и истории искусств в университете Праги, а в 1872 году получил приглашение в Вену, где одновременно занимал место в Министерстве юстиции и преподавал кронпринцу Рудольфу историю музыки.

http://mmedia.ozone.ru/multimedia/1014402033.jpgЛюбке В., Иллюстрированная история искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка: для школ, самообучения и справок. - Санкт-Петербург, 1886.

 

Экземпляр есть в нашей библиотеке, в секторе редкой книги, дозволенный цензурой от 1884 года. Об издании 1886 года информации найти не удалось. Есть предположение, что в нашем каталоге речь идет о той самой книге, что и в каталоге 1895 года. Записали не год издания, а год поступления книги в библиотеку.

 

Рис. 7. Обложка издания

 

Выдающийся немецкий историк искусства. Был преподавателем истории архитектуры в Берлинской строительной академии. С 1861 года читал историю искусства в цюрихском и штутгардтском политехникумах, с 1885 года в Карлсруэ, где был также директором картинной галереи. Из его трудов наиболее важны «История пластики» (перевод Чаева, 1870 г.), «Иллюстрированная история искусства» (общий очерк, перевод Булгакова), «История Ренессанса во Франции» и «История Ренессанса в Германии».

 

В своей книге «Иллюстрированная история искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка: для школ, самообучения и справок» дал описание развития четырех направлений искусства с древних времен и до XIX века в разные периоды и в разных странах, выделил наиболее значимые достижения, отметил наиболее известных авторов и их работы. В книге объяснены важнейшие технические термины, рассмотрена деятельность более пятисот персоналий.

 

Изображение выглядит как человек, здание, костюм, мужчина

Описание создано с очень высокой степенью достоверностиРис. 8. Любке Вильгельм, 1826-1893

Важнейшие его сочинения:

  • «Vorschule zur Geschichte der Kirchenbaukunst des Mittelalters» (1852, 6-е изд. 1873);
  • «Mittel alterische Kunst in Westfalen» (1853, с атласом рисунков);
  • «Geschichte der Architectur» (1855, 6-е изд. 1885);
  • «Grundriss der Kunstgeschichte» (1860, 9-е изд. 1882);
  • «Der Totentanz in Marienkirche zu Berlin» (1861);
  • «Geschichte der Plastik» (1863, 3-е изд. 1880, перевод на русск. яз. В. Чаева, М., 1870),
  • «Abriss der Geschichte der Baustyle» (4 изд. 1878);
  • «Ueber die alten Glasgem älde in der Schweiz» (1866);
  • «Leitfaden für den Unterricht in der Kunstgeschichte» (1868, 6-е изд. 1882, перевод на русск. язык О. Булгакова, СПб., 1890);
  • «Kunsthistorische Studien» (1869);
  • «Geschichte der Renaissance Frankreichs u. Deutschlands» (4-й и 5-й тома «Истории зодчества» Ф. Куглера);
  • «Geschichte der italienischen Malerei von IV bis XVI Jahrhundert» (1878-1880).

Вместе с К. фон Лютцовом он заведовал 2-м и 3-м изданиями «Памятников искусства» Фойта (1878) и светописных списков с произведениями Петера Фишера, а также написал текст к изданию Гутбира «Raffael-Werk».

 

Мелодин И. Очерк истории оперы и биографии композиторов, произведения которых исполняются на Московской сцене / [соч.] Ивана Мелодина. - Москва: тип. Грачева и К°, 1873. - 47 с.; 21 см.

 

Есть экземпляр в РНБ и РГБ.

В книге даны биографии известных композиторов того времени, чьи произведения прозвучали на Московской сцене.

Содержание:

Россини, Джоаккино (1792-1862);

Беллини, Винченцо (1801-1835);

Мейербер, Джакомо (1791-1864);

Обер, Франсуа (1782-1871);

Гуно, Шарль (1818-1899);

Флотов, Фридрих (1812-1883);

Тома, Амбруаз (1811-1896);

Моцарт, Вольфганг Амадей (1756-1791);

Доницетти, Гаэтано (1797-1848);

Верди, Джузеппе (1813-1901).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/Damcke_par_Petit.jpg

Рис. 9. Бертольд Дамке (нем. Berthold Damcke)

6 февраля 1812, Ганновер — 15 февраля 1875, Париж.

 

Информации о личности Ивана Мелодина нет практически ни в одном словаре. Уже из этого можно сделать предположение, что «Иван Мелодин» - это псевдоним. На этот факт указывает и отсутствие отчества, и то, что в XIX веке было особенно модно печататься под псевдонимом (часто не одним) и многие известные деятели это делали.

 

Согласно проведенному исследованию, во втором томе издания «И.Ф. Масанов Словарь псевдонимов…» упоминается некто «Мелодин, Модест». Под этим псевдонимом скрывается известный немецкий пианист, дирижёр, композитор и музыкальный критик Бертольд Дамке, неоднократно бывавший в России и печатавшийся в русских журналах.

«Очерк истории оперы и биографии композиторов, произведения которых исполняются на Московской сцене» был издан в 1873 году. Годы жизни Бертольда Дамке 1812-1875, что тоже служит своеобразным подтверждением, что речь идет об одном и том же человеке.

Биографические данные о Бертольде Дамке (нем. Berthold Damcke; 6 февраля 1812, Ганновер — 15 февраля 1875, Париж) можно найти. Ученик Алоиса Шмитта и Фердинанда Риса. С 1834 года играл на альте в Ганноверском придворном оркестре, затем руководил хором в Бад-Кройцнахе, а с 1837 в Потсдаме. Затем жил и работал в Кёнигсберге, Берлине. В 1845-1855 работал в Санкт-Петербурге, концертировал как пианист и дирижёр, печатался в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», в газете «Петербургские ведомости» и других. С 1855 года в Брюсселе, где его учеником был Самуэль де Ланге младший. В 1847 году работая в России, познакомился и подружился с Гектором Берлиозом. Продолжал дружить с ним в Париже, где жил с 1859 года и преподавал музыкально-теоретические предметы в Парижской консерватории. В итоге он стал одним из душеприказчиков Берлиоза. Редактировал издание произведений Кристофа Виллибальда Глюка. Был постоянным иностранным корреспондентом некоторых петербургских журналов и газет.

Написал оратории «Дебора» и «Товия», оперу «Кетхен из Гейльбронна» (1845, по одноимённой пьесе Клейста), различные хоровые, вокальные и камерные сочинения.  

 

Владимир Васильевич Стасов – известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель, в своей статье «Возражение на статью г. Дамке», напечатанной в его исследованиях («Статьи о музыке», Т. 1. М.: Музыка, 1974, [с. 164-170]), весьма негативно отзывается о знаниях Бернальда Дамке касательно биографий известных композиторов. Он пишет: «… статья г. Дамке решительно противоречит всему, что мы до сих пор знали, и это до такой неимоверной степени, что в статье нет почти ни одного факта, который не был бы совершенно ложен или который не был бы искажен самым невероятным и непростительным образом» [т. 1, с. 164], «Известно, что г. Дамке, покинув Россию, принялся писать историю музыки и пробовал читать, где-то за границей, лекции об этом предмете» [т. 1, с. 164]. Далее, Владимир Васильевич пишет, что господин Дамке изучал биографии таких композиторов, как Бетховен, Вебер, Мендельсон, Спонтини и других. Слишком много совпадений указывают, что под псевдонимом «Мелодин, Иван» скрывался всё-таки Бертольд Дамке.

Составитель книги (П.И. Чайковский. «Музыкально-критические статьи». Москва: Государственное музыкальное издательство, 1953) прямо указывает, что «Мелодин И., псевдоним музыкального писателя» [с. 429]. В статье «Два квартетных утра и седьмое симфоническое собрание музыкального общества» Чайковский пишет: «Теперь мне предстоит известить читателей о выходе в свет маленькой книжонки, о которой и говорить бы не стоило, - до того появление и существование её в печати прошло незамеченным, - но так как по своей пошлости и безграмотности она превосходит всё, что мне случалось читать о музыке, то для забавы читателей я считаю не лишним рекомендовать её публике. Книжка носит следующее громкое заглавие «Очерк истории оперы и биографии композиторов, произведения которых исполняются на Московской сцене». Автор её скрылся под скромным псевдонимом Ивана Мелодина» [с. 120].

И время жизни и оценки современников совпадают, и то, что Дамке использовал при издании своих статей фамилию Мелодин – все эти факты со 100% уверенностью указывают, что «Иван Мелодин» - это Бертольд Дамке.

Картинки по запросу "Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века"

Размадзе А.С. Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века: в 4-х ч.: с 12-ю нот. прил.: сост. по лекциям, читанным автором в Московской консерватории / А.С. Размадзе. - Москва: А.Г. Кольчугин, 1888. - 735 с. разд. паг.: нот.; 24.

Есть экземпляр в РНБ и РГБ.

Экземпляр книги вы можете почитать на сайте BookReader: http://bookre.org/reader?file=736460&pg=1

 

Рис. 10. Обложка издания

 

В книге даётся история развития музыки от дохристианских народов до музыкальных классиков второй половины XIX века. Примечательно это издание тем, что параллельно дается история развития западноевропейской оперы.

Фотографии Александра Соломоновича встречается только в издании «Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК имени П.И. Чайковского и ГЦММК имени М.И. Глинки». Москва: Прогресс-Традиция, 2006. – Т.1. [с. 74].

 

Размадзе Александр Соломонович, 1845 — 1896

Учился на юридическом факультете в Московском университете, а затем в Лейпцигской консерватории по фортепиано у И. Мошелеса, по музыкально-теоретическим предметам у М. Гауптмана. После он стал в Москве учителем музыки. Встретив его в Кёнигсберге, Николай Григорьевич Рубинштейн, директор Московской консерватории, успел из разговора с ним убедиться в его начитанности относительно музыки и талантливости вообще.

Консерватория на тот момент нуждалась в увеличении числа преподавателей фортепиано и А.С.  Размадзе был приглашен туда преподавателем по классу фортепиано в младшие классы. Вместе с тем ему было поручено чтение лекций по истории музыки. За 1869-1875 гг. Александр Соломонович, как профессор Московской консерватории, преподавал курс фортепиано, историю музыки, транспонирование, чтение партитур.

Видный музыкальный критик. Почти 20 лет публиковался в периодических изданиях, таких как: «Русские ведомости», «Русское слово», «Русский курьер», «Музыкальный сезон», «Музыкальный вестник» и другие. Написал несколько фортепианных и вокальных сочинений («Кобзарские песни» пользовались значительной популярностью); издал «Очерки истории музыки» (1888).

 

Собрание статей по искусству. СПб., 1886.

Так как о данной книге нет информации ни в одной библиотеке, есть предположение, что это был конволют, состоящий из пяти разных изданий, названия которых были указаны в каталоге (Основы музыкальной критики; Заметки об искусстве; Чайковский; Даргомыжский; Как была встречена «Жизнь за царя» современниками). В процессе исследования было определено точное авторство двух из них. Доказательство в пользу этого – «Большая биографическая энциклопедия» 2009 года, в статье о Ф.М. Глинке, есть упоминание о книге А. Пузыревского «Как была встречена «Жизнь за Царя» современниками», напечатанной в журнале «Дело» за 1886 год. А в каталогах РГБ и РНБ есть информация о том, что автором статьи «Основы музыкальной критики», напечатанной в журнале «Северная звезда» в № 2-3 от 1886 года, является Л.А. Саккетти.

Работа по определению авторства оставшихся статей продолжается.

 

Пузыревский, Алексей Ильич, 1855-1917

Алексей Ильич – был профессором Петербургской Консерватории; его супруга София Карловна служила в Женской профессиональной школе имени Великой княжны Татьяны Николаевны в Мариинско-Сергиевском приюте. В Гатчине семья Пузыревских проживала с 1908 года.

Щелкните, чтобы закрыть окно

Алексей родился в Петербурге в семье, состоящей в родстве с профессором Университета Платоном Алексеевичем Пузыревским. В 1903 – 1904 годах в Петербурге, в одном доме с Алексеем Ильичом, проживала вдова этого профессора, Мария Антоновна. В 1887 году Алексей окончил консерваторию по классу теории композиции. Во время обучения он занимался у Ю.И. Иогансена и Н.А. Римского-Корсакова в классах практического сочинения и инструментовки. С 1893 по 1917 год Пузыревский преподавал в Консерватории музыкально-теоретические предметы, стал профессором. Кроме того, А.И. Пузыревский преподавал хоровое пение в других учебных заведениях: Придворной певческой капелле, Учительском институте, Императорском институте слепых, Общедоступных музыкальных классах. Перу Пузыревского принадлежат многочисленные труды по теории музыки, хоровому пению, древнерусскому церковно-певческому искусству, истории Петербургской консерватории и Русского музыкального общества, учебные пособия по теории музыки. Велика заслуга его в разработке теории и практики церковного пения, подготовке регентов для церковных хоров. В Москве, в Российском государственном архиве литературы и искусства хранится много рукописей и других материалов А.И. Пузыревского (190 единиц хранения):

  • Статьи, конспекты лекций, программы, выписки из книг и библиографии по истории музыки и истории церковного пения в России (1888 - 1898 и б.д.);
  • Статьи и очерки о М.И. Глинке и рук. коп. 11 писем М.И. Глинки Н.В. Кукольнику (1887 и б. д.);
  • Статьи и заметки: «Дирижирование Балакирева» (1868), «Алексей Фёдорович Львов» [1895], «А.Г. Рубинштейн» (б. д.), «История развития фортепьянной сонаты» (б. д.), «Постановка преподавания и программы общего хорового пения в средних общеобразовательных учебных заведениях» (1890) и др.;
  • Проекты положений и правил для Петербургской консерватории (б. д.).

 

Пузыревский активно участвовал в общественной жизни Гатчины, знал многих жителей города. Семья Пузыревских жила в доме на Елизаветинской до 1918 года. В мае 1917 года Алексей Ильич скончался. Его сын Леонид в 1918 году окончил Реальное училище в Гатчине (последний выпуск). Дальнейшая судьба Софьи Карловны Пузыревской и её сына Леонида не известна.

 

Саккетти Ливерий Антонович, 1852-1916

Картинки по запросу саккетти ливерий

Специалист по истории музыки и эстетики. Окончил курс в Санкт-Петербургской консерватории по классам виолончели и музыкальной теории. Состоял профессором истории музыки, эстетики, гармонии и энциклопедии при Санкт-Петербургской консерватории.

 

Первым трудом Саккетти был «Очерк всеобщей истории музыки» (2 изд. 1891). Другие его сочинения:

  • «Сборник образцовых произведений прежних времен» (приложение к музыкальному журналу «Муза», 1892)
  •  «Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII в. включительно» (СПб., 1896)
  • «О музыкальной художественности древних греков» (СПб., 1894)
  • «Из области эстетики и музыки» (СПб., 1896)
  • «Обзор главных основ эстетики» (в «Вестнике изящных искусств»).

Отец - итальянец, принявший российское подданство, мещанин, флейтист Императорских театров, мать из российских дворян. Родился в 1852 году в деревне Кензарь, близ Тамбова. Получил домашнее образование. С 1866 года изучал игру на виолончели у К.Ю. Давыдова, после чего изучал теорию композиции у Иогансена и Римского-Корсакова. С 1868 обучался в Петербургской консерватории по двум направлениям. По окончании класса виолончели удостоен диплома на звание «свободного художника» (1874), по классу «практические сочинения» награжден малой серебряной медалью (1878).

В 1878 принят преподавателем в Петербургскую консерваторию: с 1886 - профессор 2-й степени, с 1901 - профессор 1-й степени. Читал лекции по истории музыки, музыкальной энциклопедии, гармонии, сольфеджио. Самостоятельно подготовил курс эстетики, который впервые был введён в учебный план консерватории в 1883 году. Лекции имели успех. Саккетти был приглашен читать этот курс в Академию художеств (1887-94). Почти двадцать пять лет он состоял сотрудником различных газет и журналов (с 1879 до 1903 г.).

 

С 1 января 1896, одновременно со службой в консерватории, Саккетти был зачислен младшим помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, где проработал в Отделении искусств и технологии до своей кончины. С 1911 - старшим помощником библиотекаря, с 1915 - библиотекарь с поручением зав. отделением. Занимался обработкой фондов - каталогизацией материалов горизонтального хранения, обслуживанием читателей. В 1899 году вместе с В.В. Стасовым составил алфавитный список музыкальных произведений на тексты А.С. Пушкина. В 1908 вместе с В.В. Майковым отмечен благодарностью в приказе дирекции за отличное исполнение поручения по разбору предложенной Библиотеке коллекции (предположительно Ю.Ю. Михайловского). В 1910 по направлению Министерства народного просвещения участвовал в обследовании Румянцевского музея.

Работа в Отделении с его богатейшими фондами способствовали развитию профессорских интересов и знаний. Саккетти - автор многочисленных книг и статей по истории, теории музыки, эстетике. Печатался в изданиях «Голос», «Порядок», «Педагогический листок», «Театр», «Природа и жизнь», «Архитектурный музей», «Семейный университет Комаровского», «Северный вестник», «Вестник Европы», «Научное обозрение», «Журнал Министерства народного просвещения» и др.

Был делегатом Императорского Русского музыкального общества на музыкальной выставке в Болонье (1888, где был избран почетным членом филармонической академии); на международном историко-музыкальном конгрессе во время Всемирной выставки (Париж, 1900); на торжествах, посвящённых 100-летию со дня смерти И. Гайдна (Вена, 1909).

Награжден орденами: Владимира 4-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й и 3-й степени. Имел чин надворного советника.

Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

     

Обзор

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла