Ирина Шевандронова. В сельской библиотеке

 

Проект «Поговорим об искусстве» Цикл лекций: Шедевр в деталях

Ирина Шевандронова. «В сельской библиотеке». 

Детали и подробности

 

1Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993) – советский живописец, заслуженный художник РСФСРИрина Васильевна родилась в 1928 году
в Москве.  Окончила Московский государственный институт им. В.И. Сурикова  (в 1953 г.).

Свою дипломную работу «В сельской библиотеке» художница писала в Тверском крае на «Академической даче имени И. Е. Репина», которая находится в 25 километрах от Вышнего Волочка (на берегу озера Мстино).

Работа была представлена на Всероссийской художественной выставке в 1954 году и была сразу приобретена Государственной Третьяковской галерей.

Многие посетители останавливались около этой незамысловатой по сюжету картины: она словно притягивала
к себе. Притягивала не только ощущением светлой радости, но и безграничным обаянием юных героев. Эта картина полна какой-то особой теплоты и сердечности. Многие зрители спрашивали Ирину Шевандронову, не их ли библиотеку она рисовала – настолько художница умело показала характерные и типичные черты сельской библиотеки того времени.

2Давайте, попытаемся описать библиотечное помещение и обстановку.

Небольшая комната. Дощатый пол чисто вымыт. Топится печь. Из её приоткрытой дверцы видны отблески огня.
На полу лежит охапка золотистых поленьев. Ведь дров-то нужно побольше: на дворе – зима.

Если вспомнить, что картина написана в 1954 году, то не трудно подсчитать, сколько лет прошло после окончания Великой Отечественной войны.

Всего лишь 9 лет… И, хотя не всё ещё из того, что разрушили фашисты, было восстановлено, сельская библиотека уже работала.  Правда в ней тесно и обставлена она очень скромно: застланный газетами стол, табуретка, стул, библиотечная стойка да книжные полки. И вся эта мебель, по-видимому, сработана колхозным плотником.  И везде книги, книги, книги…

На любой картине художника даже самая маленькая деталь играет важную роль. Она своеобразная подсказка. Судите сами. На картине мы видим лежащую на столе книгу. Она открыта. Во-первых, по портрету на титульном листе можно установить её автора – это А.С. Пушкин.

Во-вторых, по характерной детали одежды поэта — высокому стоячему воротнику белой рубашки – можно узнать и художника этого знаменитого портрета. Это – Василий Тропинин. (Итак, на титульном листе книги находится портрет Пушкина, написанный художником Тропининым)

В-третьих, раскрытая книга – говорит нам о том, что библиотекарь её читала, что она любит перечитывать именно Пушкина и использует для этого, каждую свободную минуту.

А какая ещё деталь, кроме раскрытой книги, подсказывает нам, что библиотекарь находится где-то рядом, что она ненадолго отошла от стола?

Шаль, висящая на спинке стула.–  Библиотекарь где-то в глубине комнаты ищет книги для ребят и скоро вернётся.

3Разыщем ещё несколько других деталей-подсказок и попытается расшифровать их.

  • Застеленный газетами неказистый стол. Часть книг лежит на старой табуретке. На окне нет штор. –  Средства на оформление библиотеки очень скромные. Время небогатое, послевоенное.  (Вспомним, когда была написана картина — 1954г.)
  • Портфели у детей. — Они пришли в библиотеку сразу после уроков в школе.
  • Ребята в валенках. У девочки в платке поднятый воротник пальто и тёплые варежки. — На улице мороз.

Возможно, вы когда-нибудь задумывались над тем: а что же такое живопись? Живопись  – это умение изображать красками то, что видишь: природу, людей, события. С помощью красок художник раскрывает свои мысли
и чувства.

Обратите внимание на цветовую гамму картины «В сельской библиотеке». Не случайно картина Шевандроновой написана неяркими красками. Много серого цвета с различными оттенками: коричневыми, зеленоватыми, голубоватыми. Художница хотела показать не праздник, а самый обычный будничный день.

И вдруг в щёлке чуть-чуть приоткрывшейся дверцы печки сверкнуло золотисто-красное. Это всего лишь отражение огня. Отблеск пламени упал на платок, оставленный библиотекарем на стуле, ткань будто вспыхнула, стала ярче. Недаром красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. От этих красок в библиотеке словно потеплело…

Сюда тянутся ребята, им очень дорога их маленькая библиотека. Они пришли сюда прямо из школы, не заходя домой, пришли, несмотря на мороз.

Познакомимся с ребятами, которые собрались в библиотеке – их пятеро.

Слева от зрителя, у библиотечной стойки – два мальчугана, один из них без шапки.  Он – молодец, ведь
в общественном месте мужчинам головные уборы положено снимать.  Другой держит книгу. Похоже, ребята  не только разглядывают её, но и что-то увлечённо обсуждают.

Вот и девочка, присевшая на подоконник, тоже держит книгу (или журнал) в руках. В отсутствие библиотекаря любознательные читатели не теряют время зря: они с головой ушли в чтение книг и журналов.

4Нам осталось познакомиться с малышом и девочкой
в тёмном платке. Художница поместила их в центре картины, значит, они главные. Как они похожи: оба круглолицые, курносые, глаза тёмные, как спелые вишни. Конечно, это брат и сестра! Автор картины акцентирует внимание на любопытствующем лице девочки. Она смотрит вслед ушедшей библиотекарше и с нетерпением ждет, когда та вернется
и волнуется: вдруг книгу, которую, она просит, уже взял кто-то другой!

Девочка и сама любит читать и читает младшему братишке. (Надо сказать, что прототипом этого образа послужила Ниночка Романова из деревни Кишарино Калининской (ныне Тверской) области, которая впоследствии тоже стала художницей).

5И наконец, самый маленький посетитель библиотеки – мальчик, положивший подбородок на прилавок и взирающий на происходящее внимательным взглядом.  Этот «мужичок с ноготок» не дорос пока до звания читателя.  В глазах и любопытство, и настороженность, он как будто робко стоит у дверей загадочного и заманчивого мира.  А вдруг и ему дадут хотя бы подержать книжку
с картинками. Смущённый малыш с затаённой надеждой смотрит на нас с картины, из-под сползающей на глаза шапки-ушанки.

Ему бы вместо шапки богатырский шлем, а в руки копьё, был бы вылитый Илья Муромец, как на картине-открытке о детях художницы Елизаветы Бём.

Заканчивая беседу по картине Ирины Васильевны Шевандроновой «В сельской библиотеке», нужно сказать, что самое главное в картине – это переданное в цвете, в деталях, в общем настроении полотна ощущение светлой радости и спокойной жизни, которая протекает в стенах этой крошечной сельской библиотеки.

Обращает на себя внимание огромное светлое окно, а если учесть, что это не просто окно, а библиотечное, то на ум приходят слова другого известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Книги – это окно в мир, почаще заглядывай в него».

Вывод напрашивается сам собой: почаще приходите в библиотеку, берите и читайте книги, и они расскажут вам обо всём на свете.

 

При подготовке лекции использовалась следующая литература:

Н. Надеждина. Приглашение в картину: Москва. — Малыш. 1984

И.В. Шевандронова. Юность: альбом с репродукциями. Москва. — Советский художник. 1976               

Р. Чаурина. В сельской библиотеке. Беседа по картине И.В. Шевандроновой. (Нетрадиционный урок) // Искусство. — №8 (344).- 16-30 апреля. -2006

Эл. ресурс: http://chto-chitat-detyam.ru/samaya-bolshaya-kniga.html; https://lala.lanbook.com/znamenitye-bibliotekari

Материал подготовлен С.В.Стецко

 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла