Шубка как "привычка"

Костюм (итал. Costume, т. е. "привычка, обычай") — принятый в разное время в различных странах способ одеяния.  Интереснейшая статья о костюме представлена в 16 томе Энциклопедического словаря. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1895 г. Словарь можно увидеть в Информационно - библиографическом отделе библиотеки, и не только увидеть, а прикоснуться, открыть, прочитать и полюбоваться чудесными цветными иллюстрациями. Обрадоваться, увидев знакомую по рисункам Ф.Г.Солнцева – новоторку

(Ф.Г.Солнцев Наряд пожилых женщин города Торжка.  Древности Российского государства..., 1851.), которая здесь представляет женский костюм XVII века (рис 11). Словарь когда-то был в Библиотеке служащих Каменской фабрики, потом числился под № 166 Каменской писчебумажной фабрики п.о. Кувшиново, Калининской обл., а теперь ждет встречи с читателем в Горьковской библиотеке. 

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами. Женские шубы (фиг. 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной телогреи (фиг. 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй были чюги (фиг. 10 и 9) — узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т. п. Со времен татарского ига на коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митр. Филиппа. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата. Кроме шапок в виде клобуков (древнейший покрой их в России см. фиг. 1, 7, 13) носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульей из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название (фиг. 12); простонародье их не имело права носить. На ногах носили полусапожки или сапоги из красного или желтого сафьяна, шитые золотом или серебром (фиг. 7 и 15); женщины носили высокие каблуки, сильно затруднявшие хождение. Ожерелья были иногда с наплечниками, иногда стоячие (фиг. 13), пришивавшиеся к зипуну — узкой шелковой одежде вроде кафтана. К кафтану иногда, особенно часто в XVII в., прицеплялся козырь (фиг. 17) — высокий стоячий воротник, закрывавший весь затылок; он делался из атласа и бархата, вышивался серебром и золотом и составлял один из первых предметов щегольства; от него ведет начало выражение: "ходить козырем ". Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (т. е. золотым шитьем и жемчугом) и с пристегнутым воротом или ожерельем. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем, причем длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; все это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными. На голове носился убрус, с начельником (т. е. налобником), на который царицы надевали венец (фиг. 14). Замужние женщины должны были непременно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник (см.). Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади (фиг. 18); на той же фигуре представлена и древнерусская муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком (фиг. 11). Мужчины и женщины любили украшать себя шейными цепями, серьгами, кольцами и т. п. Дорогие шелковые и парчовые одежды, украшенные золотыми и драгоценными камнями, надевались лишь изредка, в торжественных случаях; их тщательно берегли и передавали из поколения в поколение, так как обычай часто сменять покрой одежды в допетровской Руси был неизвестен. Дома и богатые бояре носили одежду из простых, недорогих материй. Простолюдины в то время носили К., в почти неизмененном виде сохранившийся до нашего времени. Их одеждой были холщовая рубаха и штаны, а в холодное время, кроме того, серый суконный кафтан (сермяга), до колен длиной, и овчинный тулуп; на голове войлочная шапка, а зимой — меховая, на ногах лапти или кожаные сапоги. Недалеко ушел от общего типа костюма вост. кочевников К. низших воинов древней Руси, сражавшихся "лучным боем"; они были одеты в кожухи (упоминаются еще в "Слове о Полку Игореве") или полушубки и носили войлочные шапки. Более близкие к Западу, имевшие отношение и к Польше воеводы и городские люди носили К., напоминающий польский (см. фиг. 21: донец в пожалованном зеленом кафтане, гетман с булавой и казак в простейшем наряде косаря). С реформ Петра Вел. начинается появление в России платья европейского покроя; немецкий К. его эпохи (фиг. 20) ничем не отличался от современных ему воинских костюмов Западной Европы, все различие которых состояло в изменении цвета сукна, знаках отличий и т. д. Превосходная коллекция К. разных народов, обитающих в России, собрана в московском дашковском этнографическом музее (см.), о котором см. В. Ф. Миллер, "Систематическое описание коллекций дашковского этнографического музея" (М., I-III, 1887—93). С К., неразрывно связанным с этнографическими особенностями какой-либо страны или народа, не следует смешивать форменные одежды служащих разных ведомств, солдат различных полков и т. п.

КОСТЮМЫ II.

(составлено из собрания П. Я. Дашкова).

1. Мужской костюм XI века. 2. Костюм княжны XI века. 3. Костюм княжны XI века (по византийской рукописи). 4. Зажиточный поселянин XII века. 5. Девичий костюм XIII века. 6. Охотничий костюм XV века. 7—8. Изображение Герберштейна в жалованной шубе (XVI век). 9. Боярский костюм XVI-XVII века (боярин Потемкин). 10. Мужской костюм XVII века. 11. Женский костюм XVII века. 12—13. Боярские костюмы XVII века. 14. Костюм царевны XVII века. 15. Княжеский костюм XVII века. 16. Вдовий костюм конца XVII века (царица Наталья Кирилловна). 17. Костюм молодого боярина XVII века. 18. Костюм боярышни XVII века. 19. Домашний костюм боярина, конца XVII века (Иван Кириллович Нарышкин). 20. Немецкий (воинский) костюм начала XVIII века (Петр Великий). 21. Костюм пограничного воеводы XVII в. 22. Донской казак в жалованном кафтане (начало XVIII века). 23. Костюм малороссийского гетмана (Богдан Хмельницкий). 24. Казак в домашнем костюме.

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла