Гравюра

 

Гравюра

2На протяжении более чем 500 лет европейская гравюра, а затем и литография развивались одновременно в двух направлениях: как самостоятельное искусство и как искусство воспроизведения (репродукции, т.е. воспроизведение гравёром или литографом чужого оригинала – чаще всего картины или рисунка, созданных ранее другим художником).

Уже древние люди стремились повторить произведения зарождающегося искусства. Великолепные творения Древней Греции, в большинстве своем дошли до нас в древнеримских копиях.

Драгоценные цветные миниатюры художников Средних веков копировались вручную их последователями. Подобное копирование происходит и в наши дни. Однако, ручное копирование — это очень большие затраты времени и труда, а в результате только одна копия.

В Европе, в эпоху Возрождения появляется многократное воспроизведение – репродуцирование. Изобретается способ быстро механически печатать изображение посредством гравюры. Но это еще очень дорого из-за того, что печать производится на пергамене. Только появление в Европе бумаги делает оттиски поистине демократичными.

цРазмноженные в тиражном эстампе, картины и рисунки великих мастеров приобретали новую жизнь, они входили в быт и становились достоянием широких кругов любителей, что было важным фактором процесса демократизации рисунка. благодаря распространению гравюр и литографий искусство далеко перешагнуло узкие региональные границы, способствуя взаимопроникновению различных художественных традиций. По гравюрам учились целые поколения молодых художников, а историки искусства знакомились с теми произведениями, оригиналы которых были утрачены или оказались для них недоступны. Гравёры, исходя из разных техник, могли реализовывать свои художественные идеи.

Гравюра впервые позволила печатать не только рисунок, но и текст: с печатным словом соединилось печатное изображение, отчего просветительское воздействие обоих неизмеримо усилилось. Одновременно с листовыми гравюрами начали издаваться гравированные книги. До тех пор, пока не получила повсеместное распространение гутенберговская техника набора из подвижных литер.

w

Если у всех способов эстампа нет конкретного создателя, то у такого ее вида, как литография он есть. Это Алоизий Зенефельдер, родившийся в Германии в 1771 году. Занимаясь драматургией, из-за стеснения в средствах, он ищет возможность самому тиражировать свои пьесы. Это плохо получается до того момента, когда случайно он не наносит на растирочный камень восковые чернила.  Непосредственный повод для этого: - счет от прачки, который Зенефельдер случайно записал на камне и затем обнаружил, что с этой записи можно получить отпечатки на бумаге.

Слово «литография» происходит от греческих слов «литос» - камень и «графо» - писать, рисовать. Печатание литографским способом основано на химическом соединении веществ.

В отличии от гравюры на дереве или металле печатная форма здесь почти не имеет рельефа (точнее, он не играет существенной роли. Для печати используют некоторые физико-химические явления и в первую очередь – отталкивание жира от воды.

В качестве печатной формы берется прямоугольная плита из особых сортов известняка. На выровненную поверхность камня жиросодержащим материалом наносится рисунок, после чего эта поверхность травится слабым раствором кислоты. Затем камень увлажняется и на него накатывается жирная печатная краска. При этом она пристает только там, где был рисунок, обработанные же кислотой и принявшие влагу участки отталкивают краску. Под давлением в специальном печатном станке, так называемом рейберном, краска с камня протискивается на бумагу.

Литографские оттиски значительно дешевле гравюры на металле, так как печать с камня значительно и легче и проще. Кроме того, один и тот же камень после перешлифовки можно использовать для новых рисунков. Литография намного облегчает работу художника, использующего эстамп.

Немногим позднее появляется хромолитография – цветная ручная литографская репродукция. Оба способы эстампа прекрасно подходят для зарождающейся в середине девятнадцатого века индустрии моды.

Модным журналам необходимо качественное тиражирование цветных изображений продукции модельеров. До хромолитографии цветными делает литографию акварельная раскраска. Так и появляется новый вид изобразительного прикладного искусства.

По материалам выступления Г.В.Ярцева

Вернуться к выставке

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла