Дорожные были и небылицы

Были

 

 

Не следует соскакивать на платформу с поезда
раньше остановки его у станции, как это некоторые делают,
вследствие чего на железных дорогах нередки случаи искалечения и,
даже, смерти пассажиров по причине их собственной неосторожности.

 

вкСоветы лицам, едущим по железным дорогам

     Доктор Утень, знаменитый американский медик, советует путешествующим по железным дорогам ложиться головою вперед. В таком положении кровь, благодаря движению поезда, не задерживается в мозгу, в чем достигается легкий и спокойный сон. Если же, как это делают обыкновенно, ложатся ногами по направлению к локомотиву, то из нижней части тела приливает к голове и вызывает сильные головные боли. Доктор Утень основывает свое мнение на собственном опыте и опыте других. Простое средство сообщает американский врач относительно случаев, нередко бывающих с пассажирами в вагонах железных дорог. Этот врач ехал на локомотиве и ему попала в глаз стружка от угольного пепла, которая причинила страшную боль. Трением глаза он пробовал удалить эту стружку, но машинист посоветовал тереть ему не пораженный, а другой глаз. Врач так и сделал. Через несколько минут, действительно удалось вынуть постороннее тело. Успешность этого средства врач испытал и на других.

е   

Здесь кстати будет указать, что на всех С.-Петербургских железнодорожных станциях, в киосках страхового общества «Россия» и на более значительных станциях Финляндской железной дороги, в кассах станций, продаются страховые билеты по страхованию пассажиров от несчастных случаев, по следующим ценам:

В 5.000 руб.

На одни сутки – 65 к., трое суток -1р. 25к., 8 суток –2р., один месяц – 4 р.;

В 10.000 р.

На одни сутки – 1р. 10 к., трое суток -2р.30 к., 8 суток – 3р.80 к., один месяц – 7р. 80к.

  Путеводитель по дачным местностям, водолечебным заведениям и морским купаниям в окрестностях С.- Петебурга и по железным дорогам: Финляндским и Балтийской, с указанием цен и размеров дач, двумя подробными картами, многими рисунками и другими приложениями. Санкт-Петербург  1889 г.

 

 

кууЛегенды и мифы города Бежецка: «Рыбный» литерный

     Однажды в городе Бежецке с одним бежецким священником как- то случился забавный казус. Служил он в одной из городских церквей, и звали его Иваном. Приближался день его именин (а назван он был в честь святого Ивана Постного) и поэтому собрался наш священник за рыбой в город Рыбинск. Добрался он благополучно, накупил свежей рыбы и зашел в маленький кабак перекусить. К большой радости встретил там однокашника по духовной семинарии, они хорошо отметили свою встречу, и наш герой опоздал на поезд. Но в то время, по определенным дням, до Бежецка ходил литерный (на два вагона) поезд, на котором по большим праздникам приезжала знать и даже лица царской фамилии. Делать было нечего, дома ждали приглашенные гости, и священник Иван стал просить начальника станции отправить его на литерном поезде. В Бежецк была отправлена телеграмма, что идет литерный, городской бургомистр дал распоряжение встретить поезд с почестями. На перроне, в ожидании высоких гостей, собрались нарядные горожане и заиграл духовой оркестр. Прибыл поезд, а из него, пошатываясь, вышел только один пьяненький поп с корзиной рыбы. Народ был обескуражен, праздника не случилось!

Источник: Центральная районная библиотека им. В.Я. Шишкова http://bezheck.tverlib.ru/node/373

 

 

Хороший народ в Калинине

 

kvas

По гражданской специальности я шофер и в армии тоже на машине работал…. Раз вез я машину. В машине рядом со мной капитан ехал. И вдруг из-за леса немецкий самолет ка-а-а-к полоснет очередью. Кабина моя- в сторону, я из кабины кубарем на дорогу… Слышу, окликает капитан: «Жив?» - «Жив, говорю,- только малость задело». Подползли друг к другу. А раны ни он мне, ни я ему не в силах перевязать; у капитана ладонь правой руки пуля насквозь пробила- прямо дыра светится.  Пробую я перевязать. Только подниму голову- в глазах темно делается (меня тогда в шею, руку и ногу ранило). Бились, бились – ничего не выходит. Капитан потом до полка добрался, помощь вызвал…

     Очнулся я в полевом госпитале (на самолете перевезли). В госпитале, по правде сказать, лежать в подушках скука смертная. Попросишься в комнату отдыха. Там выздоравливающие песни разные поют. Ну и ты подсядешь к ним. Петь-то хочется, а не можешь: болит все. Для пущей важности только рот разинешь, как будто и ты поёшь. Не пройдет и десяти минут- «сестра веди в палату…». В палату к нам часто приходили учителя, читали книги. А утром раз просыпаюсь – на тумбочке стоит кружка с земляникой. Ягодка к ягодке. Глазами так бы все и съел, а язык не ворочается. Потом одна женщина принесла сдобное печенье, и тоже не мог есть. «Чего же ты хочешь?» - спрашивает. «Пить… квасу». Целую ночь она делала для меня квас. Принесла целое ведро. «Кушай на здоровье». Выпил стаканчик и больше не могу…. Было это в Калинине. Хороший там народ!

Новиков Н. Фронтовые записки фольклориста. Л., 1947 г. С 3-4. Рукопись (извлечение из дневников, которые вел на фронте автор, служивший офицером, артиллеристом, минометчиком. Дневники включали записи устных рассказов); Войны кровавые цветы. С. 32-33. Записано в марте 1942 г. от бойца Федулова, воинский эшелон Москва-Бологое.  Гончарова А.В. Золотые зерна. Книга 2. Cказки, народные рассказы Тверского края.

 

«В КАКОМ-ТО ЗАТЕРЯННОМ УЕЗДНОМ ГОРОДКЕ РОССИИ...»

фрателлини«В каком-то затерянном уездном городке России...» - этой фразой, из воспоминаний Ксении Александровны Куприной, собственно, мог и ограничиться рассказ о городе, в котором началась звездная карьера знаменитой цирковой клоунской династии Фрателлини. Но  мы, продолжая рубрику "Дорожные были и небылицы" Виртуального музея,  достаем настоящие сокровища с полок Горьковки- книги и добираемся до истины! Приглашаем вас стать свидетелями нашего небольшого расследования.

  «Помню, как нас познакомили со знаменитыми клоунами Фрателини. В антракте нас повели к ним в уборную, которая была очень оригинальна. Длинная, узкая, как коридор, набитая самыми разнообразными предметами: маски, парики, музыкальные инструменты. За недостатком места сотни бутафории висели на балках скошенного потолка. В шкафу сверкали и переливались роскошные костюмы главного Фрателини — Франсуа, всегда изысканно одетого. Их было трое, прославившихся на весь мир клоунов — Франсуа, Поль и Альбер. Их отец Густав родился во Флоренции и собирался быть доктором, но он страстно любил свободу и примкнул в качестве медика к восстанию против Бурбонов, возглавляемому Гарибальди. Густав попал в плен. Чтобы развлечь несчастных узников, он начал выдумывать гротескные сценки. Так началась его карьера клоуна. Позднее он женился, у него было десять детей, из которых остались в живых четыре сына.
С двумя товарищами и с семьей началась кочевая жизнь Густава по Европе.

Встретив в Германии импресарио Смоленского, они приехали в Россию, где пробыли одиннадцать лет. Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель — самый чудесный ценитель цирка в мире. Один из трех братьев — Альбер с улыбкой сообщил нам, что он родился в Москве и что при рождении его обмыли водкой. Детьми они уже участвовали в пантомимах. В каком-то затерянном уездном городке России два товарища, работавших с Густавом Фрателини, его покинули. Положение было катастрофическим. И вот в холодной избе началась настоящая клоунская карьера четырех мальчиков. С энергией отчаяния они в одну ночь срепетировали номер, который на другой день прошел с большим успехом.

Во время разговора в уборную вбегали молодые люди, девушки, дети — все они были потомками трех братьев и работали в цирке. Куприн жадно слушал быстрые фразы трех клоунов. Он спросил о своем друге Жакомино, но Фрателини только кивали головами и улыбались: «Си, си, Жакомино». Когда разговор зашел о Дурове, они перестали улыбаться. Оказывается, Фрателини не поладили с ним, и ссора приняла настолько бурный характер, что в Москве образовалось два лагеря: за и против иностранных клоунов... Директор цирка устроил торжественное примирение на арене, но это была только инсценировка — вражда так и не прекратилась.

Антракт кончился, пришлось прощаться с Фрателини. У отца как-то опустились плечи, ему не хотелось расставаться с любимым цирковым миром, который на несколько минут оторвал его от горькой чужой действительности».

Ксения Александровна Куприна

 

кох«В каком-то затерянном уездном городке России..» - этой фразой, из воспоминаний К.А. Куприной, собственно, мог и ограничится рассказ о городе, в котором началась звездная карьера династии Фрателлини, но, на наше счастье, об этой знаменитой клоунской династии вспоминает в своей книге Вся жизнь в цирке  советская цирковая артистка Зоя Болеславовна Кох (1915–1981).

«Еще задолго до революции в России гастролировал Густав Фрателлини — отец знаменитых комиков: Поля, Франсуа и Альбера. Альбер родился в Москве в 1886 году. В течение одиннадцати лет семья Фрателлини гастролировала в русских цирках, преимущественно они выступали в цирках Саламонского и Чинизелли. Густав Фрателлини даже пытался сам открыть в России цирк, но это окончилось неудачей.

Пока дети были маленькими, Густав выступал с партнерами Никола и Карго. Однажды в Твери (ныне Калинин) партнеры покинули Фрателлини без всякого предупреждения. Семья оказалась в очень трудном положении. Директор цирка Безано посоветовал включить в программу четырех сыновей Густава, которые к тому времени были многому обучены. Дебют мальчиков прошел хорошо. Они выступали в групповой клоунаде и до конца своих дней остались ей верны. Правда, на некоторое время братья разошлись: Луи стал выступать с Полем, Франсуа — с Альбером. В 1909 году во время гастролей в Варшаве Луи скончался, братья соединились вновь и создали трио, прославившееся во всем мире».

            А если, вдруг, вам захочется пересмотреть Фильм Фредерико Феллини - Клоуны (1970г.). Одними из героев которого стали "Братья Фрателлини", смешная, ироничная, трогательная история цирковых династий клоунов Италии и Франции, где порой и сам Феллини предстает перед нами, в этом амплуа. Ведь, говоря словами великого режиссера, кино – это увлекательная игрушка, которая так ярко повествует нам о жизни, о радости и горести, о любви и мечтах, и быть может, в чем-то соприкасается с профессией циркового клоуна, который смеша публику, на самом деле скрывает слезы.
           Вспомните, что путевку в жизнь и большое будущее эта знаменитая династия получила в Твери.

 

 

1796 год «Сентября 9 дня персияне на поклон царице ехали
и слона за собой вели и лошадей».
 

«Летопись о событиях в Твери тверского купца Михаила Тюльпина 1762-1823 гг.»

 

слонНесколько скупых строк, из уст тверского очевидца - купца Тюльпина. О значимости этого события можно судить только по косвенным признакам:

Предыдущие записи - 1793 год … Сентября 5 дня прибыл сюда турецкий посол, который встречен был у Московской заставы, для которого была послана сюда рота солдат и отряд казаков, но и здешняя губернская рота на конях. По прибытии его к заставе войска наши вошли в город вперед церемониальным маршем и с музыкою, а за ними его паши верхами с распущенными дротиками, потом за ними он в карете, и следовали до почтового дома, в котором ему назначено для пребывания, и во время продолжения в городе производилась пушечная пальба и стечение народа премножество, и при нем свита не малая, которая прибыла вперед него и расставлена здесь по дворам.

1794 год. Февраля 18 дня возвратился сюда из Петербурга турецкий посол, а 20 рано по утру выехал отсюда.

Последующая запись, удостоившаяся внимания Михаила Матвеевича: известие о смерти Императрицы Екатерины II.

Фото с сайта: https://www.privpravda.ru

 

Москвичи были более разговорчивы, они не только  изобразили на занятной картинке это событие, но и поэтически описали его.

 

Стихи слону, который был привезен в Москву в 1796 году.
 

Что в Москве за удивление
Что за новое явление
Что дивится так она,
Привезли в нее слона.
Множество бежит народу
К страшному сему уроду,
Все торопятся, спешат
Все смотреть его хотят.
Мысли взял бы на такие
Побывал бы как другие
Поглазел бы на слона,
Только дорога цена.

Деньги для кого не важны
Золотые, не бумажные
И серебрянны рубли
Те одни к слону пошли.
Я туда не загуляю,
нужде рубли оставляю,
А животным некотам
Ни копейки я не дам.
От бухарска госудраства
До преславна россиского царства
столько денег собрал слон,
Что и сам не стоит он.

Долго я мыслями смущался,
Долго к слону сбирался,
Напоследок все ж решил
И смотреть слона ходил.
При моем тогда вступленьи
Поразило удивленье -
Страшен был слон мне на вид,
Хоть коврами он покрыт.
Все тогда слона познали,
Все разинув рот стояли,
Особливо мужики
Удивлялись на клыки.

Слон всюду хоботом поводит,
В трепет зрителей приводит,
Зная в нем велику мочь,
Пятились как раки прочь.
Мне вздумалось сойти пониже,
Подойти к слону поближе,
Яблок, калачей давал,
Слон как крошки их глотал.
Я немного удивился,
Вскоре и простился,
Ко двору поворотил
И себе проговорил:

ДЛЯ ЧЕГО ЗА ТУ СКОТИНУ РУБЛЬ ПЛАТИТЬ И ПОЛТИНУ НЕ ЗА ЧТО И ГРИВНЫ ПРИНЕС СЛОН РОДИЛСЯ, СЛОН И ЕСТЬ.

 

Слоны, как и прочие путешественники  неоднократно попадали в дорожные курьезы и происшествия, случались и такие: "В 1849 году бухарский эмир послал в дар русскому царю Николаю живого слона. До Нижнего Новгорода слон шел пешком «и, как он очень труслив, то, вступив на мост и почувствовав его жидкость, сейчас обращается назад. Нечего делать: строят мост  крепкий, так чтобы слон не изволил опасаться!"  Н. Борисов Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья.

С книгами Н. Борисов Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья  и «Летопись о событиях в Твери тверского купца Михаила Тюльпина 1762-1823 гг.»,  можно ознакомиться
в читальном зале Библиотеки им. А. М. Горького.

 

 

Дилижанс

Всегда интересно услышать повествование от первого лица,- как же оно было там в дороге, в гостинице, в дилижансе? Предлагаем вашему вниманию отрывок из путешествия Павла Ивановича Якушкина, описывающий небольшой отрезок дороги «…изъ Чудовской станціи до Новгорода...". Который он проехал, по-старинке, в дилижансе, и не преминул поделиться с нами, дорожными впечатлениями.

Этим постом мы начинаем ближе знакомиться с нашими путешественниками, по возможности, будем узнавать, как они выглядели, чем занимались, с кем встречались или прощались, почему отправились в столь долгий и сложный путь, чем были похожи на нас, чем отличались.

 

 „Нумеровъ нѣтъ!“

«Путешествующие в дилижансе не могут требовать ни слишком
скорой, ни медленной езды, и вообще не делают распоряжения:
сие относится к обязанностям дилижанс сопровождающего,
который снабжен надлежащим наставлением,
как действовать в пути, на основании правил заведения».

Из правил для путешествующих на дилижансе. 1850г.

.

ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА  изъ НОВОГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНІЙ, ПАВЛА ЯКУШКИНА ПУТЕВЫЯ ПИСЬМА 1858 г.

Якушкин4-го Декабря. Новгородъ.

«…изъ Чудовской станціи до Новгорода ходятъ ежедневно дилижансы, — одинъ казенный, другой графскій, графа Г. Въ казенномъ мнѣ не хотѣлось ѣхать — онъ неудобно устроенъ: внутри кареты сидѣнье не поперегъ, какъ въ обыкновенныхъ, а вдоль, влѣзаютъ сзади, и садятся затылкомъ къ окну; мнѣ кажется, что, впродолженіи семидесятиверстной дороги, вѣтеръ сильно надуетъ въ затылокъ. Я сталъ разспрашивать про частные дилижансы, а казенный между-тѣмъ уѣхалъ, и я пошелъ отыскивать кондуктора графскаго дилижанса; но его нигдѣ неоказывалось. Съ помощію гривенника я только могъ узнать, что кондукторъ пьянъ и рѣшительно къ дѣлу неспособенъ. Дѣлать было нечего, я сталъ терпѣливо ждать минуты отъѣзда, и пошелъ обѣдать въ гостинницу, которая здѣсь очень чисто содержится. За обѣдомъ хозяинъ говорилъ мнѣ, что этотъ дилижансъ „не для аферы устроенъ, а собственно для того, чтобъ проѣзжающимъ было хорошо: вѣдь ямщикъ запроситъ съ васъ и Богъ-знаетъ какую цѣну, а нечего дѣлать — дадите! Вотъ и устроили этотъ дилижансъ по таксѣ, - значитъ „для пользы“, — и дѣйствительно, дилижансъ отправляется очень аккуратно, тотчасъ по приходѣ поѣзда желѣзной дороги. Какъ только пріѣхалъ поѣздъ, я съ одной стороны, пьяный кондукторъ съ другой, бросились къ дилижансу.

— Есть мѣсто?

— Есть — извольте садиться!

Влѣзаю: не успѣлъ еще сѣсть, за мной еще господинъ, еще и еще.

— Есть мѣсто? проговорилъ женскій голосъ.

— Есть!

— „Ну, какъ тѣ не грѣхъ?“ проговорилъ одинъ изъ ямщиковъ (которыхъ здѣсь много стоятъ на тройкахъ, парахъ, въ одиночку). „Какъ не грѣхъ отбивать у насъ работу? И добро бы для себя хлопоталъ, а то чортъ знаетъ для кого!“

Но несмотря на эту рацею, барыня все-таки влѣзла въ карету.

„— Есть мѣсто, есть мѣсто?“ слышалось отовсюду, но кондукторъ, возчувствовавъ весь грѣхъ отбивать работу, закричалъ: „Пошелъ! мѣста нѣтъ!“ всползъ, кое-какъ на козлы, и мы поѣхали.

,bktnНа ходу мы стали размѣщаться; оказалось, что всѣхъ мѣстъ семь, а насъ было пятеро, чему мы, конечно, порадовались, — просторнѣе! Едва мы усѣлись, о ужасъ! мы замѣтили, что дверецъ въ каретѣ не имѣется! Вмѣсто дверецъ висѣлъ какой-то клокъ кожи; клокъ, который ни справа, ни слѣва, въ одномъ мѣстѣ на вершокъ, въ другомъ на четверть, не закрывалъ отверзтія. Я погоревалъ объ этомъ вслухъ; баринъ, сидѣвшій тутъ (какъ послѣ оказалось членъ комитета по крестьянскому дѣлу), смѣясь, проговорилъ: „И ты, мужичокъ, этимъ огорчаешься? Нехорошо! Ха, ха, ха! Каково! мужичокъ вошелъ въ карету, нашелъ недостатки. Прошу покорно! (Надо заметить, что я был в полущубке и с бородой). Я его назвалъ „вашимъ благородіемъ“ и сказалъ, что онъ, въ качествѣ барина, долженъ заступиться за мужичка: вѣдь мужичокъ заплатилъ деньги, такъ надо, чтобъ мужичокъ даромъ денегъ не платилъ“. Пока мы такъ пріятно бесѣдовали, мы замѣтили, что одного стекла въ окнахъ кареты нѣтъ; еще немного проѣхали — свѣчи стали валиться въ фонаряхъ; въ обыкновенный фонарь вставили свѣчку, она, разумѣется, отъ тряски нерессорнаго экипажа, никакъ не могла держаться; мы остановились, зажгли снова фонарь; но черезъ пять минутъ та же исторія; мы бросили. Въ темнотѣ мы сдѣлали открытіе: крыша кареты во многихъ мѣстахъ отстала, такъ-что въ щель проходилъ палецъ. Надо замѣтить, что эти кареты еще очень недавно ходятъ.  далее


Билет конторы дилижансов четвертого заведения.
На место в дилижансе отправляющимся из С.-Петербурга в Москву. 1850.
Фото с сайта
https://ru.bidspirit.com

 

 

При проезде по северным губерниям и по средней полосе
то и дело вам навстречу попадались мишки,
мерно шагающие со своими вожаками и «козою» по пыльной дороге.

 

Вожаки медведей

 вожак"Несколько раз в течение лета приходили в усадьбу вожаки с медведями, и вся дворня и деревня сбегались смотреть на потеху. Эта невинная и одна из немногих существовавшая забава, которой так тешилась дореформенная Русь, тоже исчезла… Говорили, что лошади какой-то Высочайшей особы, встретив вожака с медведем, испугались и понесли, — и водить медведей было запрещено.

В Минской губернии, в имении князя Радзивилла Сморгонах, да, вероятно, и в иных местах, дрессировка медведей была промыслом. В обширных, дремучих лесах Полесья ловили мишек для Сморгонской академии *. В сараях там были устроены клетушки с железным полом, под которым были печи. Мишкам на задние лапы надевали деревянные башмаки, и когда пол раскалялся от топки, медведи, чтобы не обжечь передних лап, поднимались на дыбы и мало-помалу приучались на них стоять. И начиналась дрессировка. Обученные звери потом сотнями расходились по всей империи. При проезде по северным губерниям и по средней полосе то и дело вам навстречу попадались мишки, мерно шагающие со своими вожаками и «козою» по пыльной дороге. «Козою» называли мальчика, сподручного вожака, который во время представления надевал на себя белый холщовый мешок с приделанными рогами и изображал резвую козу; он около медведя приплясывал, тыкал его рогами, отпускал шутки, прибаутки, порою полные народного юмора.

Репертуар, всегда один и тот же, был небогат, но и публика была неизбалованная, и шутки мишки всегда вызывали неподдельный восторг.

— А покажи, мишка, как малые ребята в огород ходят горох воровать?

И мишка с опаскою, оглядываясь по сторонам, на брюхе ползет вперед.

— А как старые бабы на барщину ходят?

И медведь кряхтел, ворчал, хромал, не двигался с места.

— А как с барщины домой спешат?

И медведь со всех ног вприпрыжку бежал обратно.

Первый акт окончен. Сейчас начнется самое интересное.

— А как молодухи в зеркало глядят?

Мишка охорашивается, крутит усиленно задом, — коза топчется на месте, с ним заигрывает.

— А как милуются с суженым?

И коза его тыкает рогами, мишка ее отстраняет лапами, потом они обхватываются и борются, пока один не падет наземь. Глядя на эту сцену, все одинаково счастливы.

Представление окончено. От хозяина поместья мишке в награду дают несколько крынок молока и краюху хлеба, вожаку мелкую бумажку, козе двугривенный, и их отправляют спать на двор. А утром они уходят и шагают дальше, по всему пространству России".

*Сморгонская академия — особая школа в местечке Сморгоно (Сморгонь) Виленской губ., где дрессировали медведей. О ее широкой известности свидетельствует, в частности, тот факт, что революционный кружок молодежи в Петербурге (1867–1869) принял шутливое название «Сморгонская академия».

 
Н. Е. Врангель
Воспоминания. От крепостного права до большевиков

 

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кимры буклет

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

треха

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

кухня 3

ПЛАКАТ/БУКЛЕТ

ремесла